м, аргентинцы успешно вершили войну за освобождение от испанского господства и теперь каждый год 25 мая отмечают юбилей учреждения первого самостоятельного правитель- ства Аргентины. Среди его создателей был и генерал Бель- грано, в честь которого, кстати, был назван крейсер, пират- ски потопленный англичанами уже в ходе нынешнего кон- фликта.
Конфликт из-за островов не был неожиданностью для ар- гентинцев. Во-первых, потому, что насчитывает полутораве- ковую историю, являясь важной частью прошлого, которое изучают с детства в школе; во-вторых, политические деяте- ли страны и ее печать никогда не упускали из поля зрения англо-аргентинский спор. Посещая Буэнос-Айрес, я каждый раз становился свидетелем большого интереса к этому во- просу. Довелось мне побывать и на промышленной выстав- ке, где конфигурация цветочной клумбы, разбитой перед одним из павильонов, повторяла очертания Фолклендских (Мальвинских) островов. Соответствующая надпись вводи- ла непосвященного в курс дела, разъясняя, что высадивши- еся на островах в 1833 году моряки с британского корвета
«Клио» арестовали представителей аргентинских властей, а жителей-аргентинцев выдворили.
На островах постоянно проживало около двух тысяч чело- век, в основном британских подданных. Их главное занятие
– овцеводство. Жили они в отрыве от всего мира. В арген- тинских официальных брошюрах, изданных в связи с кон-
фликтом, говорится, что лишь в 1972 году Лондон позво- лил жителям вступить в контакт с континентальной Арген- тиной, получать оттуда срочную медицинскую помощь. Ар- гентинские компании помогли установить на островах теле- фонную связь, построили там аэродром. Как признал амери- канский еженедельник «Ньюсуик», жители островов, нахо- дясь под британской опекой, отнюдь не процветали, их «до- ходы из расчета на душу населения – одни из самых низких в мире». Их британские паспорта не дают им права по при- бытии в Лондон ступить дальше иммиграционной конторы, где надо получить разрешение на въезд, а деньги, имеющие хождение на Фолклендах, не принимают лондонские банки. Лондон, пригрозивший проучить аргентинцев, действи- тельно преподал один «урок», причем не только аргентин- цам, но и всем народам развивающихся стран: объединен- ный фронт империалистических государств – союзников по НАТО выступил против одной, хотя и немаленькой страны.
Силы оказались неравными.
На Аргентину фактически обрушился удар мощного на- товского (читай – американского) кулака в английской пер- чатке. Без широкой военно-технической помощи США, ко- торые снабжали англичан горючим, боеприпасами, транс- портной авиацией, а также разведывательными данными, штурм Порт-Стэнли, по мнению западной печати, затянулся бы надолго.