Юрий Викторинович Цапник (1945–2014) проработал в Челябинской драме больше сорока лет, создав на сцене театра свыше сотни блистательных ролей. Он был мастером комедии, элегантным, легким, точным и тонким, с необычайным чувством юмора и безграничным актерским и человеческим обаянием. Умение докопаться до самой сути того или иного персонажа, высветить второй план и как бы посмотреть на своего героя со стороны – все это позволяло Юрию Цапнику создавать на сцене многогранные, сложные человеческие образы.
Родился будущий народный артист России 21 ноября 1945 г. на станции Даурия Читинской области (сейчас Забайкальский край). Учась в вечерней школе, работал на заводе, где начал играть в заводском народном театре. «Я, кстати, не собирался идти в артисты. У меня несколько специальностей рабочих: токарь, слесарь, монтажник, жестянщик… Ну, а в артисты я попал случайно. Зашли в Дом культуры, там какой-то народный театр репетирует, ну, мы и сидим. Подходит мужичок и говорит, что хулигана надо сыграть, не слабо? А что хулигана играть? Бычок к губе прилепил, кепон надвинул – и все. Потом заболел один из главных артистов, я его роль сыграл. А тут как раз открылось театральное училище, поступил», – рассказывал Цапник в одном из интервью.
Закончив Иркутское театральное училище, отработал три сезона в Иркутском драматическом театре им. Н. П. Охлопкова, а затем, после приглашения в наш город, в 1969–1970 гг. служил в Челябинском ТЮЗе. А в ноябре 1970 г. молодой актер был принят в труппу Челябинского драматического театра, которому оставался верен в течение 43 лет, хотя его приглашали и московский «Современник», и Ленинградский театр киноактера.
Актерская карьера Юрия Цапника в Челябинском драматическом театре началась с двух знаковых ролей – Поль Рибандель в «Бале манекенов» Ясенского в постановке знаменитого польского режиссера Ежи Яроцкого, который десятилетия спустя с восхищением вспоминал о работе с Цапником, и Швейк в «Иосифе Швейке против Франца Иосифа» Гашека в режиссуре Наума Орлова. Эти спектакли долгие годы были, как это принято сейчас говорить, культовыми. С не меньшим успехом Цапник играл драматические роли в «Эмигрантах» Мрожека, «Чайке» Чехова, «Самоубийце» Эрдмана, «Поминальной молитве» Горина, «Волках и овцах» Островского, «Повести о юности и любви» Васильева и многих других. Зрителям запомнились последние работы замечательного актера в спектаклях «Август. Округ Осейдж» Т. Леттс и «Последняя любовь» В. Мухамьярова.
Помимо работы в театре, Цапник снялся в кинокартинах «Взломщик» (1986), «Предлагаю руку и сердце» (1988), «Бумажные глаза Пришвина», «Улицы разбитых фонарей – 8» (2007), «Серебро» (2008). В 1987 г. Юрий Цапник стал лауреатом Венецианского кинофестиваля и получил приз критики и журналистов за фильм «Взломщик» В. Огородникова по сценарию В. Приёмыхова, где он исполнил роль отца двух братьев, старшего из которых сыграл лидер рок-группы «Алиса» Константин Кинчев. «… Когда в кино у меня, что называется, “покатило”, хотел переехать в Питер, хорошие предложения были, но… началась перестройка. Кино как таковое ушло из жизни провинциальных артистов. «Ленфильм» распался на частные фирмы… Вот и не поехал. А потом и Ян закончил питерскую теперь уже академию театрального искусства. Я подумал, что двух Цапников Питеру будет многовато», – вспоминал Юрий Викторинович.
Сейчас известно имя еще одного Цапника – Яна, популярного актера театра и кино. В 2012 г. Ян Цапник получил из рук отца Юрия Цапника Народную премию «Светлое прошлое», которая вручается южноуральцам, получившим признание в стране и за ее пределами.
Цитаты:
«Работал бы я где-нибудь на заводе в свое время, так нормально все было бы. Но наступает момент, когда выходишь после спектакля на поклон, видишь глаза зрителей, и понимаешь, что без этого не сможешь».
«Таких мастеров, как Наум Юрьевич [Орлов], теперь больше нет. Они, увы, ушли, как последние из могикан. Он очень много времени посвятил нам, тогда молодым актерам. По сути, в течение тридцати лет он создавал свой театр, с индивидуальным, неповторимым почерком. Сегодня повторить такой подвиг уже, наверное, не сможет никто».
«Даже когда ты играешь какую-то достаточно серьезную роль, нельзя не найти в ней что-то смешное, и наоборот. У меня, кстати, было очень много ролей не комедийных, например, шут в «Короле Лире», Мурад в «Похожем на льва»... Я считаю, что чем многограннее образ, тем интереснее и зрителю, и актеру. И даже в маленькой роли можно найти много интересного. Я, например, играл как-то подсолнух. И придумал, как он поворачивает голову вслед за солнцем, как бреется по утрам...».
«Когда мне сильно фигово, я “щекочу себя изнутри”. Склад ума такой. Подмечать всевозможные мелочи, видеть в тяжелых ситуациях смешное. Не потому, что так просто жить, а потому что так и есть. Мы же порой вспоминаем прошлые события, которые казались трагическими, со смехом…».
Интервью и статьи разных лет:
Моргулес, И. Голубые глаза Цапника / И. Моргулес // Южноуральская панорама. – 2011. – 3 февраля.
Материал подготовила Т. А. Чуватина, ведущий библиотекарь отдела литературы по искусству