В Санкт-Петербурге есть из чего выбрать – всего насчитывается 100 театров (57 –драматических, 12 - оперы и балета, 11- музыкальных, 10 - театров кукол и других жанров), а также около 20 театрально-музыкальных музеев.
Экскурсии на театральную тему обычно включают обзорный тур по центральной части города, где расположены прославленные театры, визит в некоторые из них (при условии, что там не идут репетиции), и посещение какого-нибудь театрального музея «на десерт».
Мы начали с площади Островского, где находится старейший драматический театр Санкт-Петербурга и России – блистательный Александринский.
В самом центре Невского проспекта в начале XIX века на болотистом пустыре, примыкающему к Аничкову саду возникло не очень выразительное здание деревянного театра итальянской труппы Казасси. Через некоторое время труппа распалась, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром.
В 1832 году на его месте архитектор К. Росси построил самый современный и оснащенный для своего времени театр из камня в стиле ампир. Ему было присвоено имя супруги императора Николая Первого Александры Федоровны - «Александринский». Он был флагманом театральной жизни столицы, задавая тон в становлении национальной сценической культуры.
С бывшей Театральной площади близ Невского проспекта перенесемся в Коломну, на Театральную площадь нынешнюю.
Правда, в 30-е годы XVIII века она называлась Карусельной, так как здесь устраивались всевозможные исторические реконструкции, гулянья и стоял Большой театр где выступали воспитанники танцевальной школы.
В середине XIX века напротив Большого построили театр-цирк (арх. Альберто Кавос) по примеру парижского. Периодически цирковую арену переоборудовали под сцену драмтеатра и давали классические спектакли. В таком виде он просуществовал 10 лет, потом сгорел, и на его месте все тем же архитектором был построен новый театр. Он-то и получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой Глинки «Жизнь за царя» (современное название «Иван Сусанин»).
Наша экскурсия подразумевала посещение Новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2), открытие которой в 2013 году наделало много шума в Санкт-Петербурге, и подняло волну недовольства относительно его архитектурных особенностей. Сегодня страсти улеглись, но отвечая на главный вопрос: где лучше слушать оперу - в старом или новом здании театра, эксперты уверены, что дело в расстановке приоритетов. Одни зрители отдают предпочтение золоченой лепнине, другие – качеству звука. По этому поводу известный критик из New York Times, как-то смотревший оперу на новой сцене писал: «Звук в Мариинке-2 кажется несколько отстраненным, но при этом он чистый и сбалансированный: даже мощное соло деревянных и медных духовых не заглушает струнные».
Современное здание Новой сцены Мариинки было построено по канадскому архитектурному проекту Даймонт Шмидт Архитект. Его интерьер – это совершенно новая концепция театрального пространства.
Двухуровневое главное фойе украшают подсвеченные стены из оникса, мраморные панели, стеклянный фасад. Удивительная винтовая лестница и лестница из архитектурного стекла высотой 33 метра, соединяют верхние этажи здания. С площадок открываются виды на историческое здание Мариинского театра, Крюков канал и панораму города.
Группе экскурсантов предлагается заглянуть за кулисы современной Мариинки, прогуляться по галереям и гримеркам служебной части прославленного театра. Вackstage, конечно впечатляет! Одно дело наблюдать монтаж декораций к «Турандот» со стороны зрительного зала, который выглядит почти, как сценическое действо, и совсем другое - со стороны кулис. Это сложный механизированный процесс с применением компьютерных технологий и участием многих людей. Кстати, в штате театра 3 000 человек, две трети из них – обслуживающий персонал.
За основной сценой, которую видят зрители, находится скрытая ее часть - арьерсцена, боковые карманы, репетиционная, монтажная и погрузо-разгрузочная зона. Такое деление пространства позволяет готовить сразу 4 спектакля. При этом одновременно на основной сцене может идти театральная постановка, на репетиционной – репетиция, в монтажной зоне - сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке – погрузка или разгрузка других декораций. Таким образом достигается непрерывный творческий процесс.
Нам также показали гримерку с разными костюмами (балетными и оперными), постижерскими изделиями (парики, бороды, усы и пр.), всеми видами грима и масок. Для сравнения можно было подержать в руках тюлевую пачку, невесомую «шопенку» и увесистое парчовое облачение Бориса Годунова, чтобы понять, какую тяжесть приходится носить оперному артисту (порядка 10 кг!), при этом, он должен еще и петь, пленяя публику многогранностью своего таланта.
Следующая театральная локация Санкт-Петербурга – площадь Искусств (бывшая Михайловская). В 1833 году на ней А. Брюллов построил еще один императорский театр, талантливо вписав его в спроектированный К. Росси ансамбль площади. Этот театр, названный в честь младшего сына Павла I – великого князя Михаила, предназначался для антрепризных постановок на иностранных языках, поэтому труппа состояла из французских и немецких артистов.
После реконструкции 1859 года в театре чаще всего давали французские оперетты, иногда - оперные спектакли от мариинской труппы. В разные годы на сцене Михайловского выступали: оркестр под управлением Иоганна Штрауса, Люсьена Гитри, Матильда Кшесинская, Федор Шаляпин, труппа Сары Бернар. Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский.
После революции иностранные артисты разъехались, а придворный театр советская власть использовала для экспериментальных революционных постановок. Со временем на сцену Михайловского вернулась русская классика. Сегодня – это значимый Санкт-Петербургский ордена Ленина государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского.
Бывшая Михайловская площадь считается рекордсменом по концентрации театров Северной столицы – Михайловский, Санкт-Петербургская Государственная Филармония, Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской, театр Музыкальной комедии, театр-кабаре «Бродячая собака».
Все они вписали славные страницы в историю русского театра и заслуживают отдельной экскурсии, мы лишь прогулялись рядом.
Заключительным аккордом экскурсии, подготовленной туроператором «Петротур», своеобразной «вишенкой на торте» стал Шереметевский дворец – музей музыки – один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.
За роскошным дворцом, построенном на пологом берегу реки Фонтанки архитектором С. И. Чевакинским, еще в XVIII веке закрепилось название «Фонтанный дом». При Шереметевых это был известный великосветский салон Петербурга, со своей культурой театральных вечеров и красивой историей про русскую золушку – крепостную актрису Прасковью Ковалеву- Жемчугову, ставшую женой графа Николая Петровича Шереметева.
Полная версия статьи на Ките: http://spbtourkit.ru/2021/11/09/teatralnyj-peterburg/
#театр #закулисье #петербург #туризм #экскурсии #культура #кудасходить #музеиспб