Найти тему
Spbtourkit

Как попасть за кулисы легендарных театров?

В Санкт-Петербурге есть из чего выбрать – всего насчитывается 100 театров (57 –драматических, 12 - оперы и балета, 11- музыкальных, 10 - театров кукол и других жанров), а также около 20 театрально-музыкальных музеев.

Экскурсии на театральную тему обычно включают обзорный тур по центральной части города, где расположены прославленные театры, визит в некоторые из них (при условии, что там не идут репетиции), и посещение какого-нибудь театрального музея «на десерт».

Мы начали с площади Островского, где находится старейший драматический театр Санкт-Петербурга и России – блистательный Александринский.

-2

В самом центре Невского проспекта в начале XIX века на болотистом пустыре, примыкающему к Аничкову саду возникло не очень выразительное здание деревянного театра итальянской труппы Казасси. Через некоторое время труппа распалась, а здание было выкуплено в казну и стало называться Малым театром.

В 1832 году на его месте архитектор К. Росси построил самый современный и оснащенный для своего времени театр из камня в стиле ампир. Ему было присвоено имя супруги императора Николая Первого Александры Федоровны - «Александринский». Он был флагманом театральной жизни столицы, задавая тон в становлении национальной сценической культуры.

-3

С бывшей Театральной площади близ Невского проспекта перенесемся в Коломну, на Театральную площадь нынешнюю.

Правда, в 30-е годы XVIII века она называлась Карусельной, так как здесь устраивались всевозможные исторические реконструкции, гулянья и стоял Большой театр где выступали воспитанники танцевальной школы.

В середине XIX века напротив Большого построили театр-цирк (арх. Альберто Кавос) по примеру парижского. Периодически цирковую арену переоборудовали под сцену драмтеатра и давали классические спектакли. В таком виде он просуществовал 10 лет, потом сгорел, и на его месте все тем же архитектором был построен новый театр. Он-то и получил имя Мариинского в честь царствующей императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Первый театральный сезон в новом здании открылся 2 октября 1860 года оперой Глинки «Жизнь за царя» (современное название «Иван Сусанин»).

-4

Наша экскурсия подразумевала посещение Новой сцены Мариинского театра (Мариинский-2), открытие которой в 2013 году наделало много шума в Санкт-Петербурге, и подняло волну недовольства относительно его архитектурных особенностей. Сегодня страсти улеглись, но отвечая на главный вопрос: где лучше слушать оперу - в старом или новом здании театра, эксперты уверены, что дело в расстановке приоритетов. Одни зрители отдают предпочтение золоченой лепнине, другие – качеству звука. По этому поводу известный критик из New York Times, как-то смотревший оперу на новой сцене писал: «Звук в Мариинке-2 кажется несколько отстраненным, но при этом он чистый и сбалансированный: даже мощное соло деревянных и медных духовых не заглушает струнные».

Современное здание Новой сцены Мариинки было построено по канадскому архитектурному проекту Даймонт Шмидт Архитект. Его интерьер – это совершенно новая концепция театрального пространства.

Двухуровневое главное фойе украшают подсвеченные стены из оникса, мраморные панели, стеклянный фасад. Удивительная винтовая лестница и лестница из архитектурного стекла высотой 33 метра, соединяют верхние этажи здания. С площадок открываются виды на историческое здание Мариинского театра, Крюков канал и панораму города.

-5

Группе экскурсантов предлагается заглянуть за кулисы современной Мариинки, прогуляться по галереям и гримеркам служебной части прославленного театра. Вackstage, конечно впечатляет! Одно дело наблюдать монтаж декораций к «Турандот» со стороны зрительного зала, который выглядит почти, как сценическое действо, и совсем другое - со стороны кулис. Это сложный механизированный процесс с применением компьютерных технологий и участием многих людей. Кстати, в штате театра 3 000 человек, две трети из них – обслуживающий персонал.

За основной сценой, которую видят зрители, находится скрытая ее часть - арьерсцена, боковые карманы, репетиционная, монтажная и погрузо-разгрузочная зона. Такое деление пространства позволяет готовить сразу 4 спектакля. При этом одновременно на основной сцене может идти театральная постановка, на репетиционной – репетиция, в монтажной зоне - сборка декораций следующего спектакля, а в грузовом доке – погрузка или разгрузка других декораций. Таким образом достигается непрерывный творческий процесс.

-6

Нам также показали гримерку с разными костюмами (балетными и оперными), постижерскими изделиями (парики, бороды, усы и пр.), всеми видами грима и масок. Для сравнения можно было подержать в руках тюлевую пачку, невесомую «шопенку» и увесистое парчовое облачение Бориса Годунова, чтобы понять, какую тяжесть приходится носить оперному артисту (порядка 10 кг!), при этом, он должен еще и петь, пленяя публику многогранностью своего таланта.

-7

Следующая театральная локация Санкт-Петербурга – площадь Искусств (бывшая Михайловская). В 1833 году на ней А. Брюллов построил еще один императорский театр, талантливо вписав его в спроектированный К. Росси ансамбль площади. Этот театр, названный в честь младшего сына Павла I – великого князя Михаила, предназначался для антрепризных постановок на иностранных языках, поэтому труппа состояла из французских и немецких артистов.

После реконструкции 1859 года в театре чаще всего давали французские оперетты, иногда - оперные спектакли от мариинской труппы. В разные годы на сцене Михайловского выступали: оркестр под управлением Иоганна Штрауса, Люсьена Гитри, Матильда Кшесинская, Федор Шаляпин, труппа Сары Бернар. Частыми посетителями представлений были А. С. Пушкин, В. А. Жуковский, Л. Н. Толстой, П. И. Чайковский.

-8

После революции иностранные артисты разъехались, а придворный театр советская власть использовала для экспериментальных революционных постановок. Со временем на сцену Михайловского вернулась русская классика. Сегодня – это значимый Санкт-Петербургский ордена Ленина государственный академический театр оперы и балета имени М. П. Мусоргского.

Бывшая Михайловская площадь считается рекордсменом по концентрации театров Северной столицы – Михайловский, Санкт-Петербургская Государственная Филармония, Санкт-Петербургский государственный академический драматический театр имени В.Ф. Комиссаржевской, театр Музыкальной комедии, театр-кабаре «Бродячая собака».

Все они вписали славные страницы в историю русского театра и заслуживают отдельной экскурсии, мы лишь прогулялись рядом.

-9

Заключительным аккордом экскурсии, подготовленной туроператором «Петротур», своеобразной «вишенкой на торте» стал Шереметевский дворец – музей музыки – один из филиалов Санкт-Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства.

За роскошным дворцом, построенном на пологом берегу реки Фонтанки архитектором С. И. Чевакинским, еще в XVIII веке закрепилось название «Фонтанный дом». При Шереметевых это был известный великосветский салон Петербурга, со своей культурой театральных вечеров и красивой историей про русскую золушку – крепостную актрису Прасковью Ковалеву- Жемчугову, ставшую женой графа Николая Петровича Шереметева.

Полная версия статьи на Ките: http://spbtourkit.ru/2021/11/09/teatralnyj-peterburg/

#театр #закулисье #петербург #туризм #экскурсии #культура #кудасходить #музеиспб