4 июля 1989 года, 10.37, бельгийская деревенька Беллегем, Западная Фландрия. Из дома выходит фермер Делар. Отдает несколько распоряжений своему сыну Виму, заводит трактор, и успевает отъехать лишь несколько сот метров. В этот момент слышит за спиной жуткий грохот. Оборачивается — часть его дома развалилась на куски. Из-под обломков торчит хвост самолета с красной звездой. Позже выяснилось, что на дом рухнул русский МиГ.
Среди руин нашли сына фермера, Вима.
Но где же летчик? И как советский истребитель оказался в Бельгии? Неужели война, — подумали жители.
Конечно, никто не собирался нападать на Бельгию. Самолет поднял в воздух с аэродрома Багич, что возле польского Колобжега, замполит Северной группы войск полковник Скуридин.
На сорок первой секунде полета Скуридин доложил на землю, что слышатся хлопки из двигателя, самолет потерял тягу и резко снижается. Руководитель полетов приказал катапультироваться.
И здесь началось самое невероятное. Как сообщали многочисленные очевидцы, перед самой землей самолет восстановил тягу, начал потихоньку набирать высоту, и вскоре удалился в сторону Балтийского моря.
Но как советский военный истребитель смог пролететь без пилота более 900 км над Европой, и почему его не сбили сначала системы ПВО Варшавского договора, а затем и НАТО? А ведь натовские РЛС заметили МиГ сразу, как только он пересек границу между восточной и западной Германией.
4.07.1989, Польша, Колобжег, 13.30. Генерал Огнев, который на тот момент командовал Северной группой войск в Польше, второй раз за день разговаривает по секретной связи с заместителем главкома ВВС Евгением Шапошниковым. Главком был возмущен тем, что ему доложили, будто самолет упал в море, а он долетел аж до Бельгии. А ведь сегодня начинается официальный визит Горбачева во Францию. Сразу же после этого разговора Шапошникову позвонил министр обороны Язов, который посетовал на то, что Запад устроит Советскому Союзу грандиозный скандал из-за этой катастрофы. Но Шапошников заверил, что никто не будет устраивать скандал, потому что Запад еще помнит историю с Матиасом Рустом.
В 1987 году после посадки немецкого летчика-любителя Матиаса Руста на Красной площади, полетели многие погоны с большими звездами. Пресса обрушилась на наших военных за то, что они якобы проспали Руста и приняли его самолет за стаю птиц. Хотя никто не проспал его Сесну-172.
Точно известно, что через 49 минут после вылета Руста из Хельсинки его обнаружила и взяла на сопровождение дежурная радиорелейная станция 14-й дивизии ПВО. Затем в воздух поднимались дежурные истребители МиГ-21 и Миг-23. Но команда сбивать так и не поступила. Никто не взял на себя такую ответственность.
В 1987 году, после провокации Матиаса Руста, Дмитрий Язов был в спешном порядке назначен министром обороны вместо Сергея Соколова. Теперь же история с МиГом грозила и Язову большими неприятностями. Горбачев мог решить, что беспилотный полет МиГа над странами НАТО — это нож ему в спину от военных за кадровую расправу над ними.
Но утром 4 июля 1989 года Огнев не пытался обмануть Шапошникова о том, что МиГ с бортовым номером 29 ушел в сторону болот или моря. Ему об этом доложил командир дивизии Анатолий Кренделев. Да и сам летчик был уверен, что покинутый им истребитель рухнул. Однако летчик 1 класса, полковник Николай Скуридин, ошибся, хотя он имел общий налет более 1700 часов.
После катапультирования замполита отправили в госпиталь. На место предполагаемого падения МиГа отправились поисковые группы. Здесь надо пояснить, что сразу после катапультирования пилота никто еще не знал, что в самолете восстановилась тяга и он не рухнул, а улетел по курсу, который запомнила АСУ (своего рода автопилот). Дело в том, что вся дежурная смена командно-диспетчерского пункта и РЛС, когда увидели черный хвост дымы за самолетом, а потом и катапультирование летчика, сразу выбежали из помещения, чтобы посмотреть, как потом они говорили, «как замполиты с неба падают». Поэтому и не увидела смена РЛС, как самолет спокойно полетел себе дальше.
Командир дивизии Анатолий Кренделев вместе с командующим Северной группой войск Валерием Огневым облетели на вертолет все близлежащие районы, но нигде самолет не обнаружили.
А в это время управляемый АСУ МиГ-23М спокойно продолжал свой полет. В самолете был включен радиоответчик «свой-чужой», который пилот включает перед взлетом. Это и позволило самолету без проблем пересечь все страны Варшавского договора.
Но когда МиГ в 9.42 подошел к Западной Германии, его сразу же засекли РЛС НАТО, которые и определили, что цель движется со скоростью 460 км/ч на высоте 12 000 м. В воздух поднялись два американских истребителя. Войдя в визуальный контакт, пилоты передали сообщение, от которого диспетчер впал в ступор: «Летчика в самолете нет!».
На предложение американских пилотов сбить МиГ, с земли был получен приказ: «Уничтожить «красного призрака» только в крайнем случае». На земле посчитали, что в советском МиГе находится какое-то новое оружие, и предпочли его не трогать. Но была еще одна причина не сбивать — комплекс «свой-чужой». Зная его коды, можно вести разведывательные полеты на территории противника. Американским летчикам был дан приказ сопровождать заблудившийся МиГ. Американцы надеялись, что самолет рухнет в Ламанш, чтобы потом завладеть паролями.
Самолет рухнул в Беллегеме (Бельгия), проведя в воздухе 1 час 23 минуты. Правительство Бельгии и Нидерландов направили ноту протеста Советскому Союзу. Но поскольку Горбачев вел очень миролюбивую политику по отношению к Западу, инцидент был исчерпан простыми объяснениями и выплатой определенной суммы в качестве компенсации, как говорят эксперты.
Сумма компенсации составила 685 тысяч долларов. Летчик Николай Скуридин лично принес извинения бельгийскому фермеру.
В это время в ВВС СССР начался «разбор полетов». Для командира дивизии Анатолия Кренделева все закончилось нервотрепкой — погон он не лишился.
А полковника Скуридина даже наградили памятными часами, но не командование, а фирма Микояна. Именно за то, что летчик невольно продемонстрировал высокие качества их изделия.
После этого случая советские летчики прозвали Николая Скуридина «новым Рустом». Якобы Матиас Руст показал уязвимость советских ПВО, а Скуридин — стран НАТО. Счет сравнялся.
Друзья, если вам понравилась статья, ставьте лайк, оставляйте комментарии и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новых интересных историй.