Найти тему
Денис Ш

Немного истории о культуре британской паранойи.

Обложка  одного из ответов на"Битву при Доркинге" изображение взято из открытых источников.
Обложка одного из ответов на"Битву при Доркинге" изображение взято из открытых источников.

Какой поджанр литературы и кино вы бы назвали самым параноидальным? Причем политически параноидальным, не как хоррор, обычно направленным на индивидуальные человеческие страхи, а сразу на общество, и таким чтоб за этим угадывалось нечто такое, политически мотивированное?
Шпионские романы и фильмы? Заговоры? Антиутопии? На мой взгляд самой беспринципной и открытой паранойей являются произведения о вторжениях. Да, есть такой поджанр крайне богатый в западной культуре, и в первую очередь англоязычной.
Впрочем, это мое мнение и если у кого-то есть свои варианты или он не согласен с моей оценкой мне будет интересно выслушать эти мысли.
Но в этой статье я поговорю и о литературе "вторжения" и немного о шпионской литературе в британском исполнении, и о том как это увязывалось с реальной британской политикой.

Будет ли кому удивительно что сами по себе такой поджанр как новелла-вторжение возник именно в Британии?
Первой ласточкой нового поджанра стала анонимная новелла "Coming events cast their shadows before." A history of the sudden and terrible invasion of England by the French, in the month of May 1852." (Грядущие события и раньше отбрасывали тень. История внезапного и ужасного вторжения французов в Англию в мае 1852 года.) 2 декабря 1851г. во Франции совершился переворот Луи Наполеона, ставшего в итоге Наполеоном III. Как видим реакция очень быстрая. Раз событие и бац сразу какой-то активный неравнодушный британский гражданин(или может кто покрупнее) решил предупредить равнодушное британское общество таким вот образом о внешнеполитической опасности.

Однако в 1871г. случились события посложнее для британского восприятия. Между Францией и новой страной, до сих пор отсутствующей на картах Европы, объединенной Германской Империей, случилась война, и веками сильнейшая на континенте французская армия была разгромлена в рекордные сроки. Это на многих произвело неизгладимое впечатление. Одним из впечатленных был подполковник королевских инженеров Джордж Томкинс Честней, он и написал новеллу на 96 страниц о том как немцы уничтожили чудо-оружием английский флот, внезапно высадились в Англии и размазали совершенно бесполезную, наполовину небоеспособную британскую армию. После чего лишили Британию колоний и наложили громадную контрибуцию. Произведение называлось "The Battle of Dorking: Reminiscences of a Volunteer". Нетрудно догадаться что Честней был серьезно обеспокоен положением дел в британской армии и полагал что столкновения с германской она не выдержит и желал бы чтоб финансирование было увеличено и проведены необходимые реформы. В будущем надо сказать что он будет только расти в чинах, реформировать инженерный корпус Британской Индийской армии, а в отставку уйдет в высоких генеральских чинах, т.е. окажется вполне себе полезным и толковым человеком. Однако реакция на его произведение получилось крайне своеобразной. 71г и ближайшие к нему годы стали публикацией ответов на "Битву при Доркинге"и фактически рождением жанра вторжение. Публиковались новеллы в которых отличная британская армия громила немецких десантников, где британский флот топил флот вторжения(моряки наверное воспринимали новеллу Честнея как посягательство на их бюджеты), появлялись сатирические новеллы где Честней высмеивался, у него находились сторонники или подражатели, которые тоже писали на тему того как немцы расправляются с Британией. Другим неравнодушным британским джентльменам казалось что, Честней уводит внимание от других боле актуальных угроз, и они напоминали о них публикациями новелл где в Англию вторгался кто-то другой, более привычные враги типа коалиции Франции и России, или совершенно новый, типа американского флота приплывшего захватывать Ирландию, а кто-то отвечал уже им, войной коалиции Англии и Франции против Германии, разгромом коалиции Германия+ России и взятием Берлина. А один из авторов заметил и такое явление как Парижская коммуна и черканул произведение где Англию захватывает английская чернь, ведомая социалистами-нигилистами. Над Англией разразился бумажный апокалипсис, производители печатного слова гребли деньги, а жанр фактически родился.

По этой ситуации можно сделать несколько выводов. Жанр изначально оказался политическим и вся эта череда литературных ответов помимо чисто книжного творчества содержала политический диспут, где боролись за разные направления и даже финансы. Германия еще не воспринималась как враг, это было относительно свежо, и это были первые камушки в фундамент именно германской угрозы, которая стала актуальной в будущем. Так же это, в какой-то степени, было творчеством тогдашних военных экспертов, упражнявшихся в планировании. Иногда вполне реальные военный мыслители писали статьи с обзором и оценками разных "альтернативок". Ну и конечно же инструментом разжигания он тоже являлся.
В будущем жанр был актуальным весь ХIХ. Редкий год обходился без того чтоб вышли несколько или хотя бы одно произведение. Любой внешнеполитический чих порождал литературные ответы. Русско-турецкая война 77-78. Россия вторгается куда-нибудь после сокрушения Турции. В Ирландии расширили права самоуправления, значит выходит произведение, где негодяи ирландцы совсем оборзели, и захватили всю Ирландию. Обострение с какой-то европейской крупной державой значит, вторжение от неё. Новый виток Большой Игры в Средней Азии(которая сама по себе еще та политическая паранойя), значит Россия вторгается через Афганистан в Индию, и это не считая художественного творчества, ответов и подражаний на битву при Доркинге. Они будут выходить еще довольно долго.

Почему-то британцев очень пугал тоннель под Ла-Маншем. На глаз тоннель по которому большая европейская армия пешком прибывала в Англию появлялся примерно так в 10 альтернативках.
Довольно удивительно, но шпионское чтиво обособится в свой поджанр существенно позднее чем "вторжение". Позднее детективов, позднее фантастики. Уже существуют первые произведения которые позднее отнесут к первым шпионским, англосаксы пишут что это пара романов Фенемора Купера, но для обособления этого маловато. Шпионские дела пока существуют в недрах других жанров, приключенческого, триллера, даже в той же литературе "вторжения", где иногда вторжение предворяется работой вражеских шпионов. Пример вот такое произведение.

A. Dekhnewallah (1879) The Great Russian Invasion of India - A sequel to the Afghanistan campaign of 1878-9 In 1879, a certain A.

Гуглперевод синопсиса

"Дехневаллах опубликовал брошюру «Великое российское вторжение в Индию», в которой описал грядущую войну между двумя империями. Продвигаясь через Афганистан, российские войска оккупируют Пенджаб и Центральную провинцию. Их атака хорошо подготовлена многочисленными шпионами, провоцирующими мятеж среди низших каст. Британскую Индию спасает артиллерийский офицер, «тихий человек с большими мечтательными глазами», который выводит войска в Кашмир и организовывает хитрые атаки на захватчиков. Наконец, британцы отправляют военно-морские экспедиции в Черное и Балтийское море, вынуждая русских купить мир за счет отказа от Афганистана и Персии. [Александр Эткинд (2011) Внутренняя колонизация: имперский опыт России, стр. 35] "

Написано фактически по следам русско-турецкой войны 1877-78, и уже идущей второй англо-афганской войне 1878-80. Тут надо сказать что это война была частью Большой Игры, которая как я и говорил сама по себе была формой паранойи. Конкретно поводом для этой войны послужили слишком большие симпатии афганского правителя Шир-Али к России, что для оберегающих Индию - Большую Прелесть британской короны, было достаточной причиной, но тонкость юмора в том что не факт что эти симпатии были в реальности, а не были следствием паранойи.
Причина такого позднего включения шпионского поджанра наверное в том, что профессиональных разведывательных служб тогда еще не было, а шпионаж считался не очень чистым делом для достойного джентльмена. Разведкой тогда занимались в основном дипломатические службы, ну или их создавали военные в конкретной войне. Вот кстати в британской Ост-Индской компании своя разведка была, и она по наследству досталась уже британской администрации в Индии.

Но при этом к концу XIX куча неравнодушных и активных британских джентльменов занимались разведкой так сказать в частном порядке. Они путешествовали, занимались журналистикой, писали о своих путешествиях, кидались в авантюры.  И по мере возможностей участвовали в Большой Игре, в играх держав в Африке, ну и начинали браться за перо и как положено неравнодушным британским джентльменам начинали предупреждать Британию об опасностях. А обстановка в мире постепенно начинала скатываться к ситуации пороховой бочки. Великие державы заканчивали колониальный раздел мира, и постепенно мир вступал в период войн за передел мира, когда сильные державы отхватывали куски у более слабых, а так же начинали сбиваться в альянсы.


И вот тут в какой-то момент произошел качественный скачок. А может даже фазовый переход. И возможно что его спровоцировал один человек. Разумеется крайне активный и неравнодушный британский джентльмен. Ну не совсем британский, франко-британский, звали его Уильям Ле Ке.

Продолжение следует

#паранойя #вторжение #литература #литература о вторжениях #история #история 19 век #шпионаж #альтернативка