Найти тему
Журнал "Покров"

О доверии Богу. Настоящей любви без доверия не бывает

Есть в нашей вере Православной одно специфическое свойство. Бог даровал нам абсолютную свободу выбора: либо мы добровольно выбираем Бога, либо, опять-таки добровольно, отдаем предпочтение вражде с Ним. В нашем богословии это называется «вольное бессилие»: Всемогущий Бог наложил на себя одно-единственное ограничение: Он не может спасти человека против его воли, насильно, принудительно.

Все дело в том, что «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4:16). А любовь из-под палки невозможна, нельзя заставить любить! И Милосердный Господь создавал все Свое творение именно от избытка любви. Он благоизволил поделиться ею с нами, рассчитывая, конечно, на взаимность.

Так изначально и было в раю, где прародители Адам и Ева жили в Божественной гармонии как с природой и друг с другом, так и с Самим Создателем. Но это было до преслушания и грехопадения. Ведь именно человек, и это важно подчеркнуть, совершил предательство, разрушил в одностороннем порядке завет с Богом и не захотел принести покаяния. Эти трагические события, описанные в третьей главе Книги Бытия (см.: Быт. 3:1–24), вынудили человека столкнуться с новой реальностью. В мир вошло зло, а с ним болезни и тление, грех и смерть.

Потерявший прямое богообщение, человек стал постепенно отдаляться от богоугодной жизни и забывать в наступившей суете обещание Божие о грядущем Мессии оследовавшее при изгнании первых грешников из рая.

Само человечество спровоцировало грандиозный катаклизм – Всемирный потоп; всеобщее забвение Бога, невиданный разврат, нежелание слышать Слово Божие и даже отвращение к Нему – все это навлекло праведный гнев Божий на людей, но ни в коем случае не умалило Его любви к человечеству. Обвинить Его невозможно ни в чем. Ведь и современные последователи тех страшных допотопных нечестивцев так же заявляют во всеуслышание свои «права» на тяжкие грехи, прикрываясь фиговыми листочками, как правило, иностранных словесных конструкций – детоубийство (они называют это абортами), самоубийство (эвтаназия), прелюбодеяние и блуд («гражданский брак», адюльтер, интрижка, флирт и т.п.), ересь (плюрализм в вопросах веры, особенно догматики).

Главной причиной такого положения вещей выступает неумеренная, поистине бесовская, человеческая гордыня. Я сам! Я могу! Я знаю и умею! Нетрудно заметить, что в таких моделях совершенно не оставлено места для Творца. Человек сам себе бог! Это и есть человекобожие, с «легкой» руки французских философов-революционеров названное гуманизмом, где человек и есть «мера всех вещей» (древнегреческий философ Протагор).

Однако Бог, Который «пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой» (Пс. 110:5), возлюбил Свое творение до конца и не только дал ему возможность восстановить свое догреховное состояние, но и гораздо большее: мы получили величайший Дар с Небес – Святую Чашу Евхаристии, вводящую во Святая Святых, соединение с Самим Господом и Богом нашим Иисусом Христом через Его Пречистые Тело и Кровь, наконец, обожение в Вечности!

Чтобы научиться доверять Богу, нужно не забывать о Его чистейшей Божественной любви к нам и о Промысле лично о каждом человеке.

Ведь мы, христиане, призваны к упованию на жизнь будущего века, которой мы чаем (!), к совоскресению со Христом и вечной радости.

Да, мы признаем свою греховность, согласны со своим недостоинством, плачем о своих злодеяниях, но упование, надежда на милосердие Божие делает этот плач радостотворным (термин преподобного Иоанна Лествичника).

В молитвенном Последовании ко Святому Причащению находим такие мысли: «Вем, Господи, яко недостойне причащаюся пречистаго Твоего Тела и честныя Твоея Крове, и повинен есмь, и суд себе ям и пию, не разсуждая Тела и Крове Тебе, Христа и Бога моего, но на щедроты Твоя дерзая, прихожду к Тебе...» (Молитва 5-я, святителя Василия Великого).

В русском переводе: «Знаю, Господи, что я недостойно причащаюсь пречистого Твоего Тела и драгоценной Твоей Крови, и виновен, и ем и пью осуждение себе, не различая Тела и Крови Твоей, Христа и Бога моего. Но, дерзновенно уповая на сострадание Твое, прихожу к Тебе...» Какая глубина святоотеческих слов! Действительно, мы недостойны, но дерзаем, надеясь на милосердие Божие. Приведем здесь, конечно, и еще одно, можно сказать, современное откровение Божие, явленное всем желающим вести богоугодную жизнь ко спасению своей души. Эти великие слова Сам Христос сказал преподобному Си- луану Афонскому: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».

Да, только христианская надежда делает нас свободными от житейского бурного круговорота, мы всегда знаем, что, если будем честно, по совести, держаться за Ризу Христову, взывая из глубины своего сердца о помиловании, любящий Отец Небесный обязательно ответит такому сердцу Своей неизглаголанной, ни с чем несравнимой любовью.

И тогда вместе с апостолом Иоанном Богословом, по вере нашей, а лучше сказать, по абсолютному доверию нашему ко Творцу сможем воскликнуть: «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пре- бывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4:16).

фрагмент статьи иерея Сергия Генченкова, клирика Никольского храма села Никулино Истринского благочиния