Найти тему
Журнал "Покров"

Как часто причащаться Святых Христовых Таин?

– Это очень серьезный вопрос. Святитель Феофан Затворник говорил, что можно причащаться и почаще, но главное «с чувством полного недостоинства, не имеющим ни на что опираться». Преподобный Серафим благословлял во все двунадесятые праздники, во все посты, на день Ангела. Но нужно помнить такую истину: частое причащение призывает к ответственности. Причащаться- то хорошо, но когда я спросил отца Сергия Орлова: «Батюшка, причащаться нужно часто?» – он ответил: «Хорошо, конечно, но тут как сказать. Одна действительно с благоговением готовиться будет и приступать, а другая: «Манька пошла, и я пойду». И во что тогда все превратится?»

Приобрести журнал "Покров" можно по ссылке https://kiosk.pokrov.pro/

Дело в том, что к Чаше многие приступают, особенно на Пасху, много причастников бывает, но вот сколько из них причащаются на самом деле – этого мы не знаем, Бог знает. Случай такой рассказывали, что при ком- то из блаженных священник обронил фразу: «Я сегодня служил, народу было...» «Да ты не служил», – оборвал его речь тот прозорливо. «Как это я не служил?» – «Нет, ты поругался с матушкой, Господь тебя отставил, вместо тебя служил Ангел. А причастников было только шесть человек». Приступающие к Чаше не все причащаются, запомните. Не раз были откровения: одни принимали Причастие, а другие – угли. Потому что недостойно приступают.

Не потому что мы недостойны, Причастие нам не дается. Отец Тихон (Агриков), Царство ему Небесное, говорил: «Все достойны, потому что все недостойны». Но достойны не просто недостойные, а сознающие себя недостойными, они достойны. Это отмечал еще и святитель Игнатий (Брянчанинов), просто другими словами: «Лучше грешник, сознающий себя грешником, чем праведник, сознающий себя праведником». Последний это как раз фарисей, так лучше быть мытарем. Но нужно исправляться. Беда-то вся в том, что кроме того, что мы сами себе вред своими грехами наносим, так еще и окружающим, мы же с кем-то живем. Наше греховное состояние их или ранит, или соблазном для них является. Нужно исправляться, потому что слишком много ответственности. Стараться исправиться надо, но результат оставлять на волю Божию. А то некоторые и не готовятся к причастию.

Имейте в виду, что даже находящиеся в храме, они все в разной степени благодать получают. В зависимости от того, насколько кто с сокрушенной душой предстоит в храме. А это и есть самое главное. Раньше, когда благочестивые приходили из храма, то говорили: «Бог милости прислал». То есть Он дал, а ты должен еще донести благодать до дома. Но еще и продолжение есть интересное: «Бог милости прислал и просил в храм приходить». Прислать-то прислал, но ты и сам в храм ходи. Были и такие откровения: во время службы ходят Ангелы по храму и ставят кресты на челах предстоящих, а иногда и там, где пустые места. «А это, – спрашивают у них, – помазывается кто?» – «А это те, кто хотели прийти, но не могут по обстоятельствам». Господь им благодать все равно дает.

А еще откровения были, как монеты Ангелы в храме раздавали. Одни принимали, а другие оставляли и убегали. То есть Бог им дает благодать, но они сохранить ее не могут. Оттого и говорят: враг приходит похищать благодать. Это именно тогда, когда человек к таинствам приступает. Похитить он ее не может, потому что она неподвластна ему. Но старается человека довести, чтобы он начал раздражаться и потерял благодать. Обратите внимание: враг или не допускает до таинства, мешает, или в самом таинстве уже начинает донимать, чтобы только человек не принял благодать, или же потом до- стает всячески, чтобы получивший растерял дарованное. Поэтому нужно быть очень бдительным в духовной жизни. Это трезвением называется. Помоги, Господи, всем.

протоиерей Валериан Кречетов