История парадного танка-макета Holt One Man Tank
Holt One Man Tank, построенный компанией Холт в 1918-м году, никогда и не планировался для боевого использования, но волей изменчивой пропагандисткой судьбы мог бы стать в глазам противников ещё одой угрозой с запада. Holt Manufacturing Company, возможно как никакая другая промышленная компания в мире была озабочена рекламой себя, как первой и лучшей по производству гусеничных машин. В дело шли все способы от продактплейсмента в большом кино до затяжных патентных войн. Первая мировая война открыла ещё одно поле боя - пропагандистское - для укрепления духа своих и введения в заблуждение противника. И здесь были все средства хороши, в том числе и фейковые танки.
Holt One Man Tank/Caterpillat One Man Танк/Холт/Катерпиллер танк для одного человека
Страна: САСШ
Производитель: Holt Manufacturing Company
Кол-во произведенных: 1
Год выпуска: 1918
Экипаж: 1
Масса: 1-1,5 тонны
Вооружение: -
Бронирование: конструкционная сталь
В начале 1918-года по опыту Великой войны компания Форд начала разработку сверхлегкого 3-х тонного танка с экипажем их двух человек, в котором были заинтересованы как Американские, так и французские военные. Бенджамин Холт не мог конечно пройти пройти против такого нарушения "субординации", какому выскочке из автомобильного бизнеса, уже успешно отжимавшего у него и часть сельскохозяйственного бизнеса со своим Fordson model F, и решил ответить, и как обычно ассиметрично: дешево и эффектно.
История строительства "танков" компаниями Холта была совершенно неоднозначной, можно отметить только одно, тратить деньги и специально заниматься проектированием боевой машины Бенджамин Холт не собирался. До 1918-го года в его "активе" была полугусеничная бронированная черепаха для парадов и деревянный танк для участия в съемках фирма Патрия, который должен был отражать наступление мексиканских бандитов под руководством японского барона. 22 апреля признанный "отец танка" британский полковник Эрнст Суинтон, изобретатель схемы ромбовидного танка, приехал в Стоктон. В американской прессе этот приезд британца подается Холтом, как выражение Суинтоном благодарности Холту, за его вклад в создание танка. Конечно фирма Холта внесла большой вклад в развитие гусеничной техники, но уж точно влияние его фирмы на создание британского танка было минимальным, который создавался с использованием гусеничного хода фирмы Баллок. Можно предположить, что Суинтон занимался реализацией проекта по размещению производства танков в САСШ и фирма Холта была одним из главных кандидатов на эту роль. Тем не менее Бенджамин Холт использовал эту встречу по полной программе, да так, что до сих пор вера в его вклад в танкостроение непоколебима. Одним из ударных моментов презентации фирмы британском полковнику был "мини-танк", своими формами повторяющий "ромбы" Суинтона, на борту которого было написано Holt.
Подробной информации об этой модели нет, но сохранились кадры на которых это изделие, получившее наименование "Одноместный танк Холта" (Holt One Man Tank), вполне уверенно движется и маневрирует с использованием бортовых передач. Конструкция гусеничного движителя была похожа на схему британских тяжелых танков с роликами по периметру боковой рамы корпуса, задним ведущим колесом и передним высокоподнятым ленивцем, который мог регулироваться для натяжения гусеницы. Качество и тщательность отделки и изготовления этого "парадного" танка существенно превосходят предыдущие поделки от Холта.
В бронекорпусе размещался один механик водитель. Вся крыша корпуса была одной крышкой для механика-водителя. Передняя "пушка" служила выхлопной трубой. Можно предположить переднее расположение двигателя и задние ведущие колеса. Для открытой презентации на борту и лобовой броне"танчика" написали непонятные обозначения "H.A. 36", которые возможно служили для введения в заблуждение потенциальных агентов и лазутчиков стран Центральной оси, а уж организовывать шпиономанию остальным странам у американцев нужно еще поучиться.
Возможно сам Бенджмин Холт и не планировал делать что то большее, чем простая парадная презентация перед высоким гостем, но получилось по другому. Сразу в нескольких газетах появилась информация о том, что фирма Холт ведет разработки сверхлегкого танка по заданию французской армии и вот именно эта модель одноместного танка испытывается по французскому заказу. Можно было домыслить, особенно после публикаций на обложке июльского номера журнала "Популярная механика" ("Popular Mechanics"), благополучно существующего до нашего времени, художественного образа атакующих германские окопы танков, что вскоре такие машины могут появится и на европейских полях войны.
Несмотря на явную фейковость таких новостей не было ничего невозможного, если бы кто-то из военных продавил идею будущих танкеток еще в 1918-м году, возможно через океан поплыли тысячи бронированных миниатюрных боевых машин. Но среди военных таких слава богу для союзников не нашлось, и одноместный танк, как впрочем и все остальные так называемые танки Холта, остались в истории как казусы.
О других ранних гусеничных машинах можно почитать в канале в этих статьях:
Американский тупик. Holt ”America First”. 1916. "Америка превыше всего" - Танк для маркетинга.
Американский танковый тупик. Tracklayer CLB 75. Оглядываясь на конкурента.
Американский танковый тупик. Holt Caterpillar G-9. 1916. Реквизит из кино, чуть не ставший танком.
Американский танковый тупик. Best 75 Tracklayer. 1916. На учебу с нацгвардией
Эволюция Холта. Часть 8. Holt 75. Первый крупносерийный. К танку все готово
Тягач для России. Allis-Chalmers B6. Tractor truck. 1916. Американские полугусеничники.
О германских проектах первых танков можно прочитать на канале в этих статьях:
Поиск выхода из тупика. Часть 19. Bremer tank. 1915. Первый германский заход на танк.
Поиск выхода из тупика. Часть 20. Trefass-Wagen. 1917. Немецкая бронированная трехколеска.
Путь к танку. Часть 13. A7V. Прототип 1917. Германия медленно запрягает и так же медленно едет.
Почитать о других французских прототипах первых танков можно в других статьях на канале:
Путь к танку. Часть 9. Tracteur Saint-Chamond. Прототип французского танка Сен-Шамон.
О первых английских прототипах танков можно почитать здесь:
Путь к танку. Часть 3. Первый настоящий танк. Lincoln No.1 Machine. 1915. Пока только на полигоне.
Путь к танку. Часть 5. Первый танк. H.M.L-S. Centipede/Mother. 1915-1916. Мать всех танков.
Источники:
Видео движения танка: https://www.youtube.com/watch?v=53-HdUwcX1c
AK273 (2018). WWI The First Mechanized War. Ak-interactive, S.l. - Total pages: 172
Zaloga, Steven J. & Illustrated by Felipe Rodríguez (2017). Early US Armor: Tanks 1916–40. Bloomsbury Publishing. ISBN 9781472818096