Найти в Дзене
Время Романовых

Алексей Трупп. Камердинер Николая II, оставшийся вместе с ним.

Я завершаю серию статей о простых, не относящихся к монаршей семье, людях, которые проявили высочайшую верность и отправились вместе с последним императором в ссылку, ставшую смертельной для всех из них. Сегодня речь пойдёт о Алоизие Труппе, камердинере Николая II, католике, которого провозгласили мучеником православной церкви.

Алексей (Алоизий) Трупп родился 8 апреля 1856 года в деревне Калнагалс, Латвия. Начальное образование получил в церковноприходской школе в Витебской губернии. Родители Алоизия были простыми крестьянами. В семье, кроме него, было еще четверо детей. По вероисповеданию был католиком.

Когда настал черед идти в армию старшему брату, он как раз собирался жениться, поэтому 18-летний Алоизий пошел служить вместо него. Голубоглазый блондин ростом около 180 см с яркой скандинавской внешностью был замечен и принят сначала в лейб-гвардию Семеновского полка.

Во время правления императора Александра III Труппа заметила императрица Мария Федоровна и взяла на должность лакея первого разряда. Простой латышский крестьянин стал одним из тех, кому Романовы доверяли больше всего.

Вечного холостяка Алексея Егоровича Труппа знали, как веселого и жизнерадостного человека, любящего детей. Правда, поговаривали, что и он не без греха. В годы своей молодости он увлекся женой одного из своих сослуживцев, что, скорее всего, стало причиной того, что до конца своих дней он так и не женился.

Так как Трупп состоял в придворном штате, ему не часто удавалось навещать родные места. Однако он следил за жизнью родного края и не забывал своих родных и земляков, периодически помогая им материально. Он жертвовал деньги на местный костел, помог родственникам, когда наводнение уничтожило их урожай. А когда навестить любимые места все же удавалось, он, по воспоминаниям современников, непременно угощал конфетами всю местную малышню.

-2

Поскольку он был причислен к «подвижному составу», то он сопровождал царскую семью в поездках. 

Лакей получал 360 рублей в год, но жизнь при дворе была самодостаточной, обмундирование, питание и проживание было обеспечено.

Проводя большую часть времени в Царском Селе, в Александровском дворце – любимом доме последнего российского императора, Алоиз мог регулярно посещать Мессу в католической церкви св. Иоанна Крестителя – там же, на Дворцовой улице, прямо через дорогу.

Последний раз Алоиз Трупп посетил родные места в 1912 году. У отца было 50 гектаров земли, но братья Язепс и Петерис были бедны. Алоиз мечтал купить братьям землю, но началась Первая мировая война, потом революция.

Рассказывают, что он был идеалистом и очень преданным человеком, испытывал искреннюю симпатию к людям, которым служил. Одной из главных черт его характера была последовательность, он всегда доводил до конца все, за что брался. 

-3

Он всю жизнь был холостяком и потому все душевное тепло отдал царским детям. И когда стало известно о высылке семьи императора в Тобольск, он не раздумывая последовал за ней в добровольное изгнание. А там заменил в доме Ипатьева камердинера Чемодурова, заболевшего и отправленного в тюремную больницу.

Когда бывший император не смог платить своим слугам, Алоиз, так же как и другие, продолжил работать бесплатно.

Перед слугами, последовавшими до конца за царской семьей, не раз открывали двери и говорили: «Ступайте на волю, вы свободны». Уход означал предательство. За свою верность четверо слуг, в том числе и Алексей Трупп заплатили своей жизнью.

Кстати, охрана дома Ипатьева состояла из соотечественников Труппа. По воспоминаниям лакея цесаревича, Трупп в Екатеринбурге встретил родного племянника - сына своего брата, который прибыл сюда с отрядом красноармейцев. Они говорили по-латышски. Был ли это действительно родственник, или просто встретились два латыша, поговорили на своем родном языке, точно неизвестно.

Несмотря на то, что Трупп был католиком, во время православных богослужений в «доме особого назначения» он не просто на них присутствовал, но и помогал — был пономарем, выносил свечу, разжигал и подносил кадило.

Перед расстрелом Трупп и повар Харитонов отошли в угол комнаты и встали у стенки. 

Смерть Николая II и Александры Федоровны, трех детей и лакея Труппа была мгновенна. Труппу был 61 год.

На гробе Труппа, в отличие от других гробов, был помещён католический четырёхконечный крест. Канонизирован Зарубежной Русской православной церковью.