Найти тему
О Теле. ру

Нарушение речи у детей

Первым словам ребенка всегда рады, их неразборчивость только умиляет родителей, но наступает период, и косноязычие ребенка может уже мешать взаимопониманию.

Нарушение речи у детей должно вызывать беспокойство у родителей. Когда же оно обосновано? Нормально, когда к 4-5 годам у ребенка сформирована четкая и понятная речь. Дети с недоразвитой речью к 3,5 годам владеют 5-10 словами, часто общаются жестами и звуками.

При нормальном развитии к 3-м годам малыши уже свободно изъясняются предложениями из 3-х, 4-х слов, используют предлоги и сложные союзы «если», «потому что».

Для того, чтобы становление речи шло без запаздываний, в развитии речи должен помочь специалист – логопед. Лучше обратиться к нему как можно раньше, еще до школы, идеально подходит возраст 4-х лет.

Наиболее частая проблема, с которой сталкиваются логопеды – дислалия, нечеткое произношение звуков. Причины могут быть механические – узкое или высокое нёбо, неправильный прикус, толстые и малоподвижные губы или короткая подъязычная уздечка.

Некоторые изъяны можно устранить небольшим хирургическим вмешательством, на которое все-таки стоит решиться до того, пока косноязычие зафиксируется, в возрасте 4-5 лет. Если дефект полностью не устраняется, логопед учит ребенка специальным компенсаторным положениям языка.

Если нарушение речи вызвано недостаточной подвижностью языка или губ, нужна консультация невропатолога, он может назначить препараты, помогающие стимулировать деятельность мозга или расслабить скованные лицевые мышцы. После этого начинаются продолжительные и упорные занятия с логопедом.

Часто встречаются случаи, когда речь ребенка нечеткая, а состояние речевого аппарата в норме.

Такое часто наблюдается у детей, воспитанных в двуязычных семьях. Если родители говорят на разных языках, то в начале жизни ребенок может путать нужное произношение.

помощь детям с нарушениями речиНекоторые дефекты речи можно устранить занятиями дома. Например, отсутствие определенного звука в речи ребенка и замена одного звука другим связаны одной причиной, неразвитостью особого речевого слуха.

Ребенок не различает на слух сходные звуки, например, «ч» и «с», «д» и «т». В таких случаях родителям советуют отождествлять некоторые звуки со звуками внешней среды. Например, «з» – с писком комара, «ш» с шумом ветра, «ж» – с жужжанием жуков. Несколько раз повторите звук и спросите «Кто это сейчас был: жук или комарик?»

Дети всегда говорят с искажением, если постоянно слышат неясную и косноязычную речь. С детьми нельзя всегда говорить, сюсюкая.

Это существенно задерживает развитие их речевого аппарата. Говорите с ребенком неспешно и внятно, как будто Вы говорите со взрослым, желая, чтобы он Вас понял.