Найти в Дзене

Глубоководный порт на Севере Якутии. Почему он нужен и что может помешать строительству

Разрушение берегов из-за таяния вечной мерзлоты
Разрушение берегов из-за таяния вечной мерзлоты

На сегодняшний день главным видом транспорта в Якутии является водный. Именно он играет важнейшую роль в обеспечении северного завоза. Во время короткой северной навигации, длительность которой составляет примерно 4,5 месяца (с начала июня по середину октября), происходит и основной завоз грузов в республику, и перемещения их внутри неё.

По мнению экономистов, в перспективе одной из ведущих отраслей вполне может стать морской транспорт. Для этого на Арктическом побережье республики необходимо создание крупного глубоководного порта-хаба. Его планируют построить в Булунском районе республики Саха.

Порт Тикси (Источник фото: https://fb.ru/misc/i/gallery/102597/2870440.jpg)
Порт Тикси (Источник фото: https://fb.ru/misc/i/gallery/102597/2870440.jpg)

В настоящее время в этой части республики существует один крупный морской российский арктический порт Тикси, расположенный на побережье моря Лаптевых, в губе Буор-Хая бухты Тикси. Однако в современном виде Тикси не в состоянии обеспечить все растущие потребности региона. Он давно нуждается в реконструкции. Да и в целом, по оценкам властей, арктическая транспортная инфраструктура республики Саха в настоящее время характеризуется низким техническим состоянием и высоким износом.

Строительство нового порта позволит использовать самые оптимальные и современные инженерные, технологические, энергетические и даже архитектурно-дизайнерские решения, которые на сегодняшний день так редки в Арктике.

Сложности для реализации проекта

Однако для реализации проекта необходимо учесть целый ряд факторов, а это в условиях Арктики не так просто.

Особое внимание следует уделить экологичности проекта, мероприятиям по созданию благоприятных условий для жизни и здоровья населения арктических районов, сохранению и восстановлению природной среды, охране уникальных арктических экосистем, созданию особо охраняемых природных территорий (ООПТ), играющих значимую роль в сохранении биологического разнообразия.

Большие сложности создает изменение климата и деградация вечной мерзлоты. Судя по наблюдениям последних десятилетий, в центральной части моря Лаптевых скорости разрушения и отступания подобных берегов по сравнению со средней многолетней нормой увеличились в 1,5-2 раза.

Берега арктических морей на 90% состоят из льда. Фото М.Н. Григорьева
Берега арктических морей на 90% состоят из льда. Фото М.Н. Григорьева
Бивень мамонта в береге о-ва Бол. Ляховский. Фото М.Н. Григорьева
Бивень мамонта в береге о-ва Бол. Ляховский. Фото М.Н. Григорьева

Проведенные в США исследования показали, что для поддержания нормативной работоспособности существующей на Аляске инфраструктуры в период до 2030 г. потребуется от 3,6 до 6,1 млрд долларов, и около 7,6 млрд в период до 2080 г.

Хотя подобные перспективные оценки для России отсутствуют, можно предположить, что с учетом значительно большего числа инфраструктурных объектов в криолитозоне, расходы на их поддержание будут более высокими. Уже сейчас только лишь на обслуживание трубопроводов в районах распространения ММП в России ежегодно расходуется около 55 миллиардов рублей.

В заключение добавим, что основным сдерживающим фактором развития экономики Якутии является крайне недостаточное развитие базовой транспортной инфраструктуры. Особенностью арктической транспортной системы является ярко выраженный сезонный характер, низкое техническое состояние и высокий износ. При этом отсутствие круглогодичных транспортных сетей в настоящее время приводит к тому, что для реализации крупных инвестиционных проектов требуется строительство специальных подъездных коммуникаций, длина которых может составлять сотни километров, а стоимость – сотни миллиардов рублей, что существенно превосходит экономическую выгоду самих инвестиционных объектов.

Подробнее о новом проекте, о сложностях его реализации читайте в электронном журнале "ГеоИнфо" в статье ведущего научного сотрудника Института мерзлотоведения РАН Марка Шаца. ЧИТАТЬ