Найти тему

"О Джаз, ты — мир!"

- невольно хочется воскликнуть всякий раз когда случается слышать композиции таких культовых и абсолютно разных музыкантов XX века как Луи Армстронг, Элвис Пресли, The Beatles, The Who, Duran Duran, Дэвида Боуи и многих других, а также хиты ряда ведущих исполнителей века XXI - от Леди Гага до Билли Айлиш. Джаз всюду — во всех, уже кажущихся вечными, знакомых с детства мелодиях и ритмах, во всех привычных музыкальных канонах современной музыки. Слышатся его отголоски и в новейших экспериментаторских музыкальных проектах.

За два столетия джаз прошел триумфальный путь от горестных песен первых чернокожих рабов о безрадостной жизни в цепях и мечтах о свободе до вершин мирового музыкального бизнеса и одного из наиболее значимых культурных феноменов в истории человечества.

Джаз не только стал предвестником появления практически всех основных жанров современной музыки, включая панк и хард-рок, но и выступил катализатором развития и изменения всей музыкальной западной культуры в целом, во многом определив ее сегодняшний облик.

Уходя корнями в народную и ритуальную африканскую музыку и колониальное прошлое Европы, джаз, как отдельное музыкальное направление, сформировался к 1895 году в США, куда был привезен первыми чернокожими рабами в XVI веке.

Через испанские, португальские, французские, британские колонии, новый жанр постепенно распространился по всему миру, что привело к скрещиванию музыкальных традиций черного и белого населения и их взаимного обогащения.

-2

Так на Кубе возникла хабанера, в Бразилии — лунда, в английских колониях многие африканцы освоили музыкальные традиции белых — научились играть на скрипках, духовых инструментах, исполнять хоровые церковные песни на английском; в Филадельфии возникла афро-американская композиторская школа во главе с Ф. Джонсоном.

Африканские музыкальные традиции трансформировались в народные песни на английском языке — ритуальные (спиричуэлс), трудовые (work song, cries, calls) и развлекательные, исполнявшиеся на массовых празднествах.

-3

По истине, самой плодородной почвой для развития джаза и множества его ответвлений и предшественников в тот период стал Новый Орлеан, который справедливо называют колыбелью этого музыкального жанра. Здесь, к 20-м годам XX столетия, питаемый блюзом, госпелом, духовным пением афроамериканцев, развиваясь бок о бок с музыкальной культурой краснокожих, мексиканцев, карибов, ирландцев, французов, англичан и немцев, джаз из музыки, в основе которой лежал фольклор, постепенно превращается в явление, отвечающее требованиям строгой музыкальной организации, законам зрелищности и, как следствие этого, быстро превращается в индустрию.

Во многом дальнейшей экспансии джаза способствует появление грамзаписи, которая начинает бурно развиваться с 1923 года. Сохранившееся пластинки того периода свидетельствуют о широком распространении джаза в Чикаго и Нью-Йорке.

-4

В 20-е годы XX века в Америке начинается настоящая эра джаза и его столица из Нового Орлеана перемещается в Чикаго, а затем в Нью-Йорк. Наряду с именами пионеров джаза - Кингом Оливером, Бесси Смит и Джелли Р. Мортоном зажигаются звезды золотой эпохи джаза - Дюка Эллингтона, Коулмана Хоккинса и Луи Армстронга, ставшего первым классиком этого направления.

Неоценимый вклад в развитие джаза внесла культурная жизнь "черного Парижа" - нью-йоркского квартала - Гарлема, ставшего в 20-у годы XX века настоящей кузницей новой музыкальной культуры, где возродилась бурная ночная жизнь с частными праздниками, на которых соревновались пианисты виртуозы, превращая танцевальный регтайм в импровизационный джаз.

Легендарные клубы того периода Cotton Club и Apollo Theatre cделали известными в бродвейских кругах целую плеяду талантливых пианистов, оркестрантов и композиторов, породивших новый феномен - гарлемское пение, наиболее яркой представительницей которого стала Эстель Уоттерс. Развивать это направление затем стала легендарная Элла Фицджеральд, певшая в сопровождение группы, руководимой Флетчером Хендерсоном. Именно он возглавил впоследствии первый в истории истинно джазовый оркестр.

-5

Продолжив свою эволюцию, джаз дал жизнь би-бопу, свингу и кул-джазу, зажегшему новых звезд среди которых такие легендарные музыканты как Глен Миллер, Майлз Дейвис и Стэн Гетц.

Рубежные 50-е годы ознаменовались рождением рок-н-ролла - результата взаимовлияния фолка (сельской американской песни) и блюза афро-американцев. Пионерами рок-н-ролла выступают Алан Фрид, а также Билл Хейли, а настоящими символами этого направления становятся Элвис Пресли, Литтл Ричард и Алан Дейл.

Наиболее тесно связанным с джазом жанром в это время является рок, уверенно начавший свое развитие в рамках рок-н-ролла в конце 50-х годов.

Так закончилась первая половина 21 века и наступили пронизанные революционными настроениями, 60-е.

Как отражение духа времени параллельно возникают такие направления как free jazz, основанный на импровизации и лишенный заранее установленной гармонической схемы (во главе с саксофонистом Орнетом Коулменом) и, так называемая, "песня протеста", представленная Бобом Диланом и Леонардом Коэном.

В это же время начинается настоящая британская музыкальная экспансия во главе с The Beatles и целой плеядой культовых рок-групп, таких как Rolling Stones, The Who и The Mudy Blues, давших толчок к развитию симфонического рока, представленного Genesis, Pink Floyd и другими музыкантами.

-6

70-е венчает так называемый джаз фьюжн - синтез различных новых джазовых направлений и стилей. Богатейшее развитие получает и рок-музыка. Рождаются хэви метал, хард рок, глэм рок. Широкую известность получают представители этих направлений как группы Led Zeppelin, Deep Purple, AC/DC и музыканты Дэвид Боуи, Сид Вишес.

Наступают 80-е. Музыкальная индустрия заработала на полную мощность, постепенно на первый план выходят бизнес-интересы, а не творческие искания и, как следствие этого, музыка становится своего рода продуктом, одним из требований к которому является его успешность у массового потребителя. С другой стороны, развитие электроники способствует рождению синтезированной в студиях музыки, при создании которой можно обойтись без живых инструментов и создавать качественно новые по звучанию произведения. Большим успехом пользуется легкая танцевальная музыка в лице Bee Gees, Bonny M и других. Начинает активно развиваться техно.

Таким образом, пройдя длительный и многообразный путь развития, джаз, очевидно, стал своего рода катализатором, запустившим сложнейшую "химическую" реакцию, давшую жизнь совершенно новым элементам мировой музыкальной системы. Особенно впечатляющим в этом смысле является влияние, которое джаз оказал на такой жанр как рок, фактически дав жизнь ему и его последующим направлениям.

-7

Важно отметить, что джаз оказался у истоков музыкальной индустрии как таковой, а его экспансивность, чувственность, яркость, порой эпатажность, во многом сделали ее такой, какой она выглядит сейчас.

И, все же, в первую очередь, джаз стал отражением тектонических сдвигов в развитии мировой цивилизации в целом и западной культуры в частности. Фактически он стал одним из предвестников глобализации. Феномен джаза - яркий пример того, как абсолютно непохожие культуры, при этом находящиеся в определенном конфликте, могут плодотворно взаимодействовать друг с другом, смешиваясь и создавая совершенно новые культурные явления и тенденции. Но это тема для отдельной глубокомысленной дискуссии, в дебрях которой не раз увязали политологи, культурологи, историки и иные ученые люди.

Лучше пойти и послушать творения упомянутых в этой статье уникальных людей и окунуться в их яркую, полную неподдельной жизни и свободы, музыку. Музыку не утратившую актуальности. Музыку, ставшую частью истории.