Найти тему

59 км пешком по Большой Валдайской тропе: плюсы и минусы маршрута

Оглавление

Пеший походный маршрут для любого уровня подготовки, да еще почти посередине между Петербургом и Москвой.

Сайт Тропы обещает "обустроенные стоянки с дровами, маркировка всей тропы, интуитивно-понятная навигация". Вроде бы все так, да не совсем. Я прошла весь маршрут и могу сказать, что и похвалить Тропу хочется, но и покритиковать есть за что.

Что такое Большая Валдайская тропа

Это пеший маршрут по ООПТ "Валдайский", который начинается в самом городе Валдай. Это почти посередине между Петербургом и Москвой, что привлекает туристов не только из Новгорода и Твери, но и из столиц, ведь путь до старта займет не более 4 часов на автомобиле.

-2

Длина тропы- 59 километров от старта и до самого финиша, но можно начать сразу с 7 километра, и сэкономить в конце 2-3 (это уже минус 10), да и вообще сойти в любой деревне, которые встречаются каждые 10 километров.

На протяжении всей тропы есть 5 оборудованных стоянок для ночлега, с настилами для палаток, дровянницей (с дровами), обеденной зоной под навесом, рукомойниками и туалетами. Все стоянки около водоемов (озера, ручьи) и с оборудованным костровищем.

Вдоль всей тропы установлены километровые столбики, в сырых местах оборудованы мостки, через реки- мосты, стоят указатели направления, встречаются информационные стенды с Q R, по которым можно узнать много интересного.

Как в реальности выглядит маршрут Валдайской тропы

Начинается он вовсе не с красивого деревянного стенда, который все ждут, до него, как выяснилось, еще нужно не только дойти 7 км, но и сориентироваться, чтобы найти.

Старт тропы расположен прямо на трассе, что удобно. Здесь находится небольшой гостиничный центр с парковкой, где за 100 рублей в сутки можно оставить автомобиль.

Тут же Инфоцентр, где можно взять бесплатную карту тропы и информационные брошюры по всей Новгородской области. Правда карта тропы- это слишком уж сильное название, скорее это очень упрощенная схема.

Карта очень схематична.
Карта очень схематична.

Сама тропа, после схода с шоссе сразу начинается со столбика 1, а не ноль, как ожидается. Тропа на протяжении разная, где-то проходит по лесным дорожкам, где-то по хорошим грунтовкам, где-то это именно лесная тропинка разного качества, иногда оборудованная деревянными настилами.

-5

Предполагается, что везде, где нужно повернуть, стоят указатели направления. Но, по-факту, это не всегда так.

-6

Например, на 7 км пути вы просто упретесь в шоссе и не будет ни одного указателя, в какую сторону двигаться. Однако, если у вас загружена оффлайн-карта в смартфон, то можно сориентироваться и понять куда идти. Только оффлайн-карта- это обязательное условие, поскольку интернета нет почти на всем протяжении маршрута.

Мы были готовы к такому нюансу, поэтому без труда сориентировались и дошли до продолжения тропы. Как раз здесь и установлен деревянный арт-объект Валдайской тропы. При желании, начинать маршрут можно именно отсюда.

-7

Правда, если в этой ситуации мы сориентировались сами, то спустя 5 километров, чуть не усвистали не туда, поскольку никаких стрелочек, сигнализирующих о повороте маршрута не было.

Мы дошли до озера Находно, на котором располагается первая оборудованная стоянка и решили просто ее осмотреть и, пока светло, пофотографировать, поскольку к месту ночлега планировали прийти уже в темноте (ноябрь, темнеет рано).

Когда поднялись на площадку стоянки (в стороне от дороги), очень порадовались, поскольку продолжение маршрута оказалось за ней!

-8

А если бы не поднялись, то не отслеживая каждый километр пути по навигатору, могли бы уйти на пару километров не туда, прежде чем поняли бы, что что-то не так.

Отсутствие указателей местами, хоть и нечастыми, может очень усложнить жизнь туристам.

О стоянках на Валдайской тропе

Теперь давайте о самих стоянках. Они действительно классные и весьма продуманные! Есть место для костра с лавочками вокруг, которые, что редкость, расположены на комфортном расстоянии от огня.

-9

Есть навесы (справа на фото), где оборудованы лавочки и столы, это удобно, можно перекусить, спрятавшись от дождя или солнца.

Есть умывальники и туалеты, что обеспечивает чистоту на стоянке и удобство. Есть даже большие мусорные баки, не знаю как летом, в период массового наплыва туристов, но в ноябре баки были полупустые.

Умывальники и туалеты на отдалении от стоянки. Все чисто-аккуратно.
Умывальники и туалеты на отдалении от стоянки. Все чисто-аккуратно.

Есть и дровянница с дровами. Хорошо, что я прочитала заранее отзывы туристов и взяла топорик, поскольку многие оказывались разочарованы и раздосадованы тем, что дрова- это огромные неколотые пни.

Хотя может и повезти и останутся наколотые предыдущими туристами дрова, но на 100% на это рассчитывать не стоит.

-11

К слову, в наличии оборудованных стоянок и запрете на стоянки в других местах кроется и некое неудобство. Место для костра всего одно и оно может быть занято.

Нам повезло, и хотя когда мы пришли к месту ночлега, у костра по кругу было все занято тургруппой, но ребята не только без проблем подвинулись, но и поделились с нами горелкой, чтобы мы не готовили ужин на костре.

Посидеть вечером у костра в хорошей, пусть и случайной, компании- бесценно.
Посидеть вечером у костра в хорошей, пусть и случайной, компании- бесценно.

Однако, ситуации могут быть разные и вы можете остаться без доступа к костровищу, а в необорудованных местах на разведение огня- запрет. Так что, если вы не обладаете долей наглости, как мы, чтобы подвинуть других, то обязательно берите с собой газовую горелку, чтобы не остаться без ужина.

Обустройство тропы и Южная Тайга

Заключается обустройство в создании не только стоянок, арт-объекта на 7 км и страшноватой смотровой вышки на горе Рыжоха (о ней в другой раз), но и в создании мостов, настилов, инфо-стендов и навесов для привалов.

Навесы для привалов мы встретили в количестве всего пары штук, но мы шли налегке и только с одной ночевкой (23+36 км), поэтому шли быстро и не акцентировали внимание на них. А вот информационные стенды нас очень интересовали.

На стендах можно узнать много интересного про ягоды, травы, грибы, животных и даже про то, что находитесь вы в подзоне Южной тайги. Классные стенды, хорошие, интересные, вот только с кодами ерунда вышла...

-13

Интернета то на тропе нет и пытаться загрузить что-то через коды- бесполезно. (про всех операторов не скажу, МТС ловил телефонную сеть не везде, а интернет - нигде).

С мостами и настилами тоже все и хорошо и не очень. Самый долгожданный, конечно, мост на маршруте- подвесной! Перекинут он через валдайскую реку Полометь и является ярким впечатлением на маршруте. Красивый, добротный, не страшный и приятно раскачивающийся.

-14

То же можно сказать и про настилы над болотцами. Приятно, что здесь не нужно прыгать с кочки на кочку или идти по колено в воде.

Однако, такое обустройство не везде. Например, с 18 по 23 километр тропа преимущественно грязно-глинистая и скорость перемещения падает до пары километров в час, а если в этой части пути вы, как и мы оказываетесь уже в темноте, то это не самое приятное.

-15

Хотя нам было нормально, мы даже радовались, что отказались от идеи ехать маршрут на велосипеде, потому что идти там без него комфортнее, чем тащить на себе железного друга.

Но самое неприятное оказалось в самом конце тропы. Когда уже видны огни деревни Дунаевщина, где заканчивается тропа, а до автобусной остановки оказывается около 1 километра, тропа зачем-то поворачивает вправо и идет несколько километров под ЛЭП вдоль шоссе.

При этом, она вся разрыта кабанами, а где не разрыта- там сплошные лужи по колено. Этот участок мы дошли уже из принципа, но он оказался самым необустроенным и неприятным.

В общем и целом, тропа ОЧЕНЬ понравилась! прошли с подругой вдвоем за 2 дня
В общем и целом, тропа ОЧЕНЬ понравилась! прошли с подругой вдвоем за 2 дня

Тем большим было разочарование на "финише", когда мы просто вышли на темное шоссе, где неподалеку в свете фонариков увидели только инфостенд кемпинга и кафе, которые в ноябре уже закрыты. Даже финального столбика с километражом не было. Точнее, столбик был, но без цифр.

В итоге, пройдя тропу до конца мы просто оказались на темном шоссе и пошли обратно в деревню на автобусную остановку. Честно говоря, внутри было какое-то разочарование, хотелось хоть стенд, что это конец тропы, или какую-то арку над тропой, ну хоть столбик с цифрой 59, да вообще хоть что-нибудь.

-17

Даже просто светоотражающих лент на деревьях было бы достаточно, но нет. Черная непроглядная пустота и очень звездное небо.

Резюме

Конечно, организаторам тропы огромное спасибо! Радует, что в нашей стране стали появляться такие места. Откровенно говоря, в радиусе нескольких часов от Петербурга, аналогичных маршрутов просто нет! Если и есть, то очень маленькие или по слишком населенным местам (тропа южного берега, например).

Большая Валдайская тропа появилась в 2018 году и продолжает развиваться. По слухам, ее хотят продлить до Селигера (обязательно пройду этот маршрут). Но пока есть еще масса недочетов, особенно на последних километрах пути.

Вид с вышки на горе Рыжоха потрясающий!
Вид с вышки на горе Рыжоха потрясающий!

Кстати, маршрут позиционируют как двухсторонний, что идти его можно и в обратном направлении, но я на тропе не раз ловила себя на мысли, что при движении в обратную сторону, местами было бы совсем неясно, куда идти.

Завтра обещаю рассказать про стоянки на Большой Валдайской Тропе, какую лучше выбрать, чем они отличаются, где набрать воду, как не заблудиться и что интересного есть на маршруте, подписывайтесь, чтобы не пропустить!