Вторая половина XII века. На Руси царит феодальная раздробленность. Новгород давным давно живет самостоятельно в виде вечевой республики. Ведет активную международную торговлю и богатеет. А к тому же славиться своим медом, воском и многими результатами труда ремесленников.
И все бы хорошо, но к 1168 году Андрей Боголюбский, который уже завоевал Киев начал нездорово коситься в сторону этого богатого и процветающего города. Владимиро Суздальское княжество, которым владел Андрей Боголюбский, было тогда невероятно сильно, а с победой над Киевом стало сильнейшим на Руси (подробнее про эти события я писал в отдельной статье). Андрей Юрьевич Боголюбский еще в 1160 году открыто говорил о намерении "искать Новгорода добром и лихом". Князь потребовал от "вечников" признать его своим "отцом", но город и его уветы категорически отказались сотрудничать с князем на его условиях. Андрей счёл отказ за дерзость и начал строить план захвата. Новгородские земли казались ему лёгкой добычей и он искал повод для нападения. Повод естественно вскоре нашелся. Точнее Князь сам его и нашел. Боголюбский отнял у Новгорода Белозерскую волость и послал людей собирать с неё дань.
Из Суздаля на Белоозеро прибыл отряд из 150 княжеских дружинников сопровождавших тиунов-данников. Новгородцы терпеть обиду не стали и двинули против них группу захвата в 500 человек. Малый суздальский отряд был разгромлен, да к тому же ещё и ограблен. Новгородцы правда приукрашивают эту победу. Новгородская первая летопись утверждает, что суздальцев было аж 7 000 человек, а новгородцев всего 400, и всё же так называемые "низовские" полки оказались разбиты. Суздальцы бежали, потеряв 1 300 человек, против 15 убитых у Новгорода. Победители ещё и собрали дань с "суздальских смердов".
Естественно после этого инцидента Андрей Боголюбский начал полномасштабную войну против Новгорода. Он назначил командовать армией своего сына Мстислава Андреевича, уже ранее испытанного в ратных делах. Помимо ростовских и суздальских полков к войску присоединились дружины смоленских, муромских, рязанских и полоцких князей, которые были либо зависимыми от Владимирско-Суздальского княжества либо его союзниками. Таким образом против Новгорода разом выступила чуть ли не большая часть всей Руси.
Сначала армия подошла к торговым форпостам Новгорода - городам Великим Лукам и Торжку. Оба города были сожжены и разграблены. Затем армия захватчиков двинулась в сторону Новгорода. Как гласит летопись:
"пришед в землю их [новгородскую] много зла створили, села все взяли и пожгли и людей по селам посекли, а жен с детьми, имущество и скот захватили"
Вскоре полки обступили Новгород. Атакующие надеялись, что Новгород предпочтет откупиться и заключить мир (как это часто кстати и бывало - откупиться зачастую было выгоднее чем воевать). В случае же если город не сдастся, войска Андрея Боголюбоского видимо надеялись на легкую победу. Как пишет Никоновская летопись, союзники уже поделили его кварталы и улицы для грабежа. Ведь еще бы, нападающие представляли собой регулярные княжеские дружины и городовые полки - профессиональных воинов, а большая часть защитников Новгорода было простым ополчением из местных ремесленников.
Однако республике удалось выстоять. Войско Мстислава упорно штурмовало город, но безрезультатно. Жители оказывали упорное сопротивление и суздальцы несли большой урон. В конце концов у осаждающих закончилась еда и корм для лошадей. Истощенное осадой войско начало отступать от города и тут то новгородцы нанесли по нему сокрушительный удар.
С победой новгородцев связана такая легенда:
в критический момент осады города архиепископ Новгородский Илия услышал во сне дивный голос, повелевающий ему взять из Церкви Спаса Преображения на Ильиной улице образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, – враги пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы.
Из глаз Ее истекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После такого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали побивать друг друга, а ободренные Господом новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили.
В воспоминание чудесного заступничества Царицы Небесной, архиепископ Илия тогда же установил праздник в честь Знамения Божией Матери, который и доныне празднует вся Русская Церковь.
Поражение войск Андрея Боголюбского было серьезным. В плен тогда попало так много людей, что, как писал новгородский летописец, на рынке пленника можно было купить за "две ногаты", то есть за пару мелких монет. Так князь проиграл войну простым ремесленникам.
Тем не менее Андрей Боголюбский потом все таки частично добился своего. Победа Новгорода больно ударила по его честолюбию и просто так отступаться он не собирался. У него на руках еще оставались козыри. Главный заключался в том, что Новгород не обеспечивал себя собственным хлебом и сильно зависел от его импорта. А торговля с Новгородом в основном шла как раз через Владимирско-Суздальское княжество Андрея Боголюбского, которое контролировало как Волжский торговый путь, так и сухопутный путь в Новгород через Торжок.
Воспользовавшись этим, Боголюбский перекрыл подвоз продовольствия на север. Чтобы не умереть с голода, новгородцы предложили Суздалю мир и согласились принять на княжение сына Боголюбского княжича Юрия. Таким образом Боголюбский хоть и не захватил город силой, но введя санкции смог навязать ему свои условия.
Вот такая поучительная история из нашего прошлого, которая наглядно демонстрирует нам, что обороняясь от неприятеля рассчитывать надо не только на армию, но и быть экономически независимым и самодостаточным. Иначе санкции окажутся действеннее всякой войны. Это крайне актуально для нынешней международной обстановки с ее экономическими войнами и санкциями.