Одни пытались избaвитьcя (разными способами) oт таких дeтeй, а другие сами были святы... Каково было родне жить со святыми в одних семьях?
Итак, можно условно выделить 5 типов этих семей.
1. Святые жили в семьях, о которых у нас сейчас нет сведений
Например, информация затерялась с течением веков. Таковы, в частности, многие пророки, упоминаемые в Ветхом Завете.
2. Святые были сиротами
Так, наполовину сиротами – не имея отца – были Косма и Дамиан, святые-бессребреники.
Братья родились в Асии (это часть Малой Азии) во 2-й половине III в. Воспитывала их только мама – христианка Феодотия. Отец же был язычником и yмep, когда сыновья были совсем малыми детьми.
Матушка же спустя время отдала подраставших сыновей обучаться вpaчeвaнию.
3. Святые жили в семьях, которые их не понимали
Как правило, святые рождались у благочестивых родителей. И это понятно: светлый не может родиться от темного.
Но бывали случаи, когда между детьми и родителями в таких семьях изначально не было понимания по каким-либо причинам.
Один из таких примеров показывает житие преподобной Марии Египетской. Она родилась в середине V в. в Египте. Достигнув всего 12 лет, девочка ушла из дома. Поселившись самостоятельно в Александрии, она сделалась гyлящeй.
Конечно же, родители никак не могли желать дочери такой участи.
Однако через 17 лет она осознала свое пaдeниe и начала молиться. Поселившись в пустыне, целых 47 лет Мария прожила в полном уединении, принося покаянные молитвы и соблюдая пост.
В дальнейшем христианская церковь признала ее святой, а верующие стали считать ее покровительницей кающихся женщин.
А вот от будущего святого Феофила, родившегося в 1788 г. как Фома Андреевич Горенковский, его мама даже пыталась... избaвитьcя.
Нет-нет, это не то, что вы, возможно, подумали: она была не просто верующей, а даже женой священника; но женщина суеверно пугалась, что ее новорожденный сын отказывается от материнского молока, зато ест морковь и репу (постную пищу). Целых 3 раза она пыталась его yтoпить, но каждый раз он чудесным образом был спасен.
Так Фома и остался жить в семье. Впрочем, через 7 лет его родители yшли из жизни.
4. Святые жили в семьях, которые их понимали, хотя порой и с оговорками
Один из примеров – почти наша современница Блаженная Матрона Московская.
Под именем Матроны Димитриевны Никоновой они родилась в семье простых крестьян.
Хоть это и близкое нам время, но исследователи до сих пор не сошлись во мнениях относительно года ее появления на свет: одни называют 1881, другие – 1883, третьи – 1885 г.
А вот день ее рождения принято отмечать 22 ноября. Но реальна эта дата или она принята сугубо в честь дня памяти Матроны Константинопольской – точно не ясно.
Ее семья проживала в селе Себино Епифанского уезда Тульской губернии.
Кроме нее, у родителей были 1 дочь – Пелагея (1873 года рождения) и 2 сына – Иван (1885 года рождения) и Михаил (1888 года рождения).
Есть версия, что сестру звали не Пелагея, а Мария.
Также в младенчестве yмepли еще 1 сестра – Устинья (1876–1878) и 3 брата – Михаил (1870–1871), Иван (1879–1880) и Андрей (1882–1883).
Такое обилие детей было обычным явлением для крестьянских семей. Да и к тому, что младенец мог занедужить и yйти в миp инoй, относились просто: «Бог дал – Бог взял».
Поэтому и новорожденную Матрону родители поначалу даже хотели отдать в приют: девочка родилась бeз глaзных яблoк, а Наталья Никитична и Дмитрий Иванович Никоновы были к тому времени уже не совсем молодыми, да и других детей у них было немало – почему бы не облегчить себе жизнь, отдав одного из детей на воспитание другим людям...
Но, согласно преданиям, Наталья Никитична увидела сон, который сочла пророческим: прилетевшую к ней необыкновенно прекрасную, но незрячую белую птицу. После такого сна девочку решено было оставить в семье.
С младых лет девочка была глубоко верующей и уже в 8 лет могла исцелять людей и пророчествовать. К ней приходили люди, которым она помогала.
Родители всегда относились к дочери тепло и с уважением. Иной раз они и удивлялись, прислушиваясь к ее словам.
Так, однажды отец не пошел на литургию. Наталья Никитична направилась в церковь одна, а во время службы всё волновалась, что муж не смог пойти с нею. Когда она вернулась домой, дочь сказала ей: «Ты в храме не была». Мама удивилась, девочка же ответила: «Вот отец был в храме, а тебя там не было». И родители поняли, что дочка видит не физически, но духовно: мама была в церкви лишь номинально, а в душе только и думала о другом, но не о литургии.
Будучи подростком, Матронушка путешествовала вместе с дочкой местного помещика Янькова. Они побывали в Санкт-Петербурге (где произошла удивительная встреча блаженной с Иоанном Кронштадтским), Киево-Печерской лавре, Троице-Сергиевой лавре и др.
Интересный момент: зачем бы дочке помещика брать с собой, можно сказать, обузой незрячую дочь простых крестьян? Некоторые исследователи убеждены: это оттого, что Матрона была приемным ребенком, на самом деле она могла родиться в знатной семье, которая по определенным причинам отдала ее на воспитание в другой дом.
Так что вопрос об отношении домочадцев к святым здесь неоднозначен…
С 17-летнего возраста Матронушка стала на всю жизнь cидячeй: oтнялиcь нoги.
В 1912 г. не стало отца Матроны, а после 1917 г. она сама вместе с той же дочкой Янькова, которая после революции осталась без крова, уехала из отчего дома.
При этом к братьям Матрона переселяться не стала: они были большевиками. Общение с ними у блаженной старицы бывало, но редкое.
5. Святые жили в семьях, остальные домочадцы в которых сами были святыми
Варфоломей, будущий самый любимый на Руси святой Сергий Радонежский, родился 3 мая 1314 г. неподалеку от Ростова в семье благоверных бояр Кирилла и Марии.
По другим данным, это было в 1319 г.
Его отец, возможно, имел в предках варяга Шимона, некогда построившего в Киево-Печерском монастыре Успенский собор; мама происходила от простых русских, а также от знатных татар.
Несмотря на родовитое происхождение и наличие собственного имения, родители и дети много трудились, постоянно молились, принимали у себя странников, помогали бедным.
Помимо Варфоломея, в семье были другие дети:
- Стефан, будущий преподобный Стефан Московский;
- Петр;
- Анна (по некоторым данным, Анна была не сестра, а супруга Стефана).
В этой семье всегда было полное взаимопонимание и взаимоуважение.
Так, в 12 лет Варфоломей у родителей попросил благословения на монашество. Они ответили согласием, но просили подождать до конца их жизни. А когда, состарившись, отец не мог служить князю, старший сын Стефан исполнял эту обязанность вместо него.
Сами родители в почтенном возрасте вместе приняли иноческий постриг, а затем и схиму в Хотьковском Покровском монастыре (тогда это был монастырь и для мужчин, и для женщин).
Стефан, когда не стало его супруги, ухаживал за престарелыми родителями до конца их жизни. Русская Православная церковь спустя время стала почитать Кирилла и Марию Радонежских как преподобных.
Преподобный Сергий обязательно перед серьезными решениями и делами, например дальними походами, посещал место их yпoкoeния.
Словом, родители и дети Радонежские – замечательный, светлый пример целой семьи святых.
________
Итак, не зря говорят о неисповедимости путей. Святые в разные годы и разных местах рождались в самых разных семьях. Одни домочадцы по каким-то причинам не принимали их, а другие родственники были им сопричастны в святости…
П. с. На близкие темы читайте интересные статьи «Почему земную родословную Христа считают от предков Иосифа, хотя он Его отцом не был», а также «Что значил сон жены Понтия Пилата накануне распятия Христа» и еще Дзен-пост «Святитель Лука, или Как в реальности вера горами двигает».
#культура #общество #религия #православие #христианство #история #наука #россия #интересные факты