"Обучение профессиям с нуля!"
"Получите новые знания в востребованных областях!"
"Все курса нацелены на практику!"
Агрессивный маркетинг в популярном бизнес-сегменте EdTech (обучение онлайн, если упростить) на данный момент уверенно предлагает сказочные изменения в жизни людям, которые готовы решиться на радикальные профессиональные изменения.
Стоит признать, что по закону рынка, спрос на переобучение создал просто космическое количество предложений, а дальше - конкурентная гонка за право интеллектуального развития любезно поделившегося деньгами индивида.
Хочется разобраться, насколько полезны курсы, как инструмент обучения или дополнительного образования. Будем разбираться по порядку:
1. Востребованность.
В чём основная причина не только популярности, но и самого появления онлайн-курсов? Разве обычного образования не достаточно?
Ответ на данный вопрос будет разным для людей разного возраста:
- Для поколения 35+ лет в случае необходимости получения дополнительного образования или, не дай бог, переквалификации время на данные действия строго ограниченно. Основная работа, семья, поддержание здоровья, активности, передвижение на транспорте съедают уйму времени и полноценное обучение весьма проблематично. В этот момент и появляется потребность в маленьких, гибких и, как обещают, ёмких курсах.
- Молодые люди, особенно после окончания ВУЗов, особенно если специальности их не технические, через несколько лет, а то и сразу обнаруживают, что рынок труда в России не знаком с рыком образования. Многих, кто не имеет временного и финансового ресурса сразу пойти учиться в ВУЗ на другое направление, с широкой улыбкой встречает МакДак, КФС и такси, а так же острое понимание необходимости экстренно менять профессию. На эту резкую реакцию, усиленную чувством неопределённости, и нацелен маркетинг онлайн-курсов.
В целом, именно неопределённые, не оформленные должным образом желания являются главным побудителем к обращение к курсам. Зачастую, цель такого обучения формирует сам поставщик услуг онлайн-образования. Что не отменяет востребованности курсов.
2. Скорость
Действительно большой плюс(в некоторых ситуациях) и прекрасная маркетинговая уловка для "миллениалов" и "зумеров". Отличительной чертой этих поколений является просто невыносимая жажда быстрого результата во всём. Особенно! В обучении.
Большая часть образовательных онлайн-курсов нацелена на группу "профессий будущего", хотя они вполне себе являются профессиями настоящего. Девиз входа в эти профессии звучит примерно так "был методистом? Стал программистом!". Пожалуй, в качестве примера возьмём этого самого программиста.
- Ситуация 1.
Семён работает в тестировании программного обеспечения и в какой-то момент понимает, что для движения в должности, для увеличения оплаты своего труда или для более продвинутой работы ему внезапно требуются некоторые компетенции, которые умещаются в базовое умение работать, например в языке программирования Python.
Навык_Семёна = 1
Семён прошёл обучение
Навык_Семёна += 1
print(Навык_Семёна)
Полугодовой курс обходится в комфортную сумму, а знания, полученные на курсе встраиваются в систему компетенций тестировщика (или они не требуются). Удобно, быстро.
- Ситуация 2.
Заместитель директора детского садика Снежана Сергеевна обнаруживает в себе невыносимую тягу к смене профессии на более востребованную. Она берёт кредит(небольшой) и смело вписывается на полуторагодовой(1.5. лет) углублённый курс по всё тому же Python.
Допустим, ДОПУСТИМ, что за полтора года талантливая Снежана Сергеевна действительно чему-то научилась. Улыбаясь во все 32 она выходит на новый рынок труда и обнаруживает.....орду выпускников и студентов, которые "в деле" железно больше 4 лет(а некоторые и 8). И эти люди друг-другу конкуренты. Смешно и грустно. Не будем забывать, что Снежана Сергеевна училась по вечерам и размывала полученные знания основной работой и отсутствием практики. Таким образом, небольшой срок обучения компенсируется необходимостью огромного количества практики, бесплатных стажировок и прочих инструментов прокачки скилла. Это, прямо скажем, непросто.
3. Качество
Как мы уже поняли, учёба в рамках онлайн-курсов сильно отличается в зависимости от квалификации и компетенций ученика. Но вопрос "Насколько качественные знания я получу?" должен себе задать любой желающий потратить деньги на обучение.
На этом вопросе в бой вступает знаменитый эффект Даннинга-Крюгера, суть которого заключается в гарантированных ошибках низкоквалифицированного человека и, главное, его неспособности ошибки осознать. Этим очень активно пользуются маркетологи онлайн-курсов.
На вопросы "что я получу? что из этого полезно? где мне это применить? нужно ли это работодателю?" вы получите ворох ответов "У нас лучшие цены! У нас лучшие специалисты! У нас сертифицированные профессионалы! У нас только практика! "
При принятии решения, тестировщик Семён в первую очередь руководствуется тем, что обучение нужно ему для основной работы, соответственно видя курс он может оценить, насколько каждый блок ему необходим. Более того, Семёну скорее всего не нужен сертификат или диплом или любая другая бумажка - он получает знания.
Снежане Сергеевне нужен диплом, ведь "Без бумажки ты ****шка". Видя незнакомые слова в перечне тем для изучения Снежане Сергеевне кажется, что они все важны и нужны и даже не подозревает, что в курсе искромсанными и ужатыми лежат аж 4 совершенно разные профессии с разными задачами.
Вишенкой на торте является "помощь с трудоустройством" - иногда очень, без иронии, очень полезный инструмент. Отлично отвлекает внимание, говоря: "Вот с этим набором знаний ты в игре и нужен нашим компаниям - партнёрам".
4. Кто учит? Чему учит?
Очень интересный аспект.
Квалификацию преподавателей курса оценить очень трудно(особенно Снежане Сергеевне. Для стороннего человека погружение в профессиональную терминологию укрепляет экспертность любого лектора. В силу данного обстоятельства, желательно работать конкретно с материалом, желательно его перепроверяя.
Большую часть времени курсы делегирую ответственность и подают материал в записи(это удобно, но тут лектор роли не играет т.к. не объясняет, а просто предоставляет вербальную информацию).
Нередки случаи, когда под знаком копирайта находятся материалы, которые гуглятся по первой же странице(особенно касается СММ).
5. Зачем всё это?
Важно помнить, что в первую очередь онлайн-курсы существуют не для вашего обучения, а для зарабатывания денег, это такой же товар, как и остальные, который крайне востребован и рост его очень существенен. Данный рынок как ниша ещё не исчерпал себя, соответственно продукта будет больше, а его качество - ниже.
В заключение, безусловно, есть Курсы, которые Вас чему-то научат. Пользуйтесь простыми правилами ниже и
- Найдите бесплатный аналог и сравните с платным.
- Внимательно изучите состав Курса, не стесняйтесь разобраться, зачем нужен каждый блок.
- При выборе направлений руководствуйтесь актуальной статистикой вакансий, не ищите ещё в самом поставщике знаний(у него она есть и она очень радужная).
- Повнимательнее послушайте себя. Точно ли ЭТО конкретно, что вы сейчас придумали, нужно. Анализ, одним словом.
Удачного обучения!