Расскажу про чудный парк в Сухуме (о нём мало кто знает), и про русских военных, которые навсегда изменили природу Абхазии. Читателю может показаться, что красота и буйство природы страны Апсны что-то постоянное, но так было не всегда...
В Сухуме между автобусными остановками Мокка-пляж и Синоп раскинулся старинный заброшенный парк. Самый простой вариант туда попасть - пройти в незаметную калитку в заборе, что тянется вдоль проезжей части.
📢 Внимание! Я бы рекомендовал посещать парк только в светлое время суток и группой в несколько человек, так как были замечены "мутные" компании местных, шатающиеся по парку с неизвестной целью. Девушке/женщине одной не стоит ходить.
Кипарисы, магнолии, некоторые деревья поражают своими размерами... На фото вековое пробковое дерево. Как мне рассказали, многие туристы-вандалы отрезают себе на память большие куски коры (варварские надрезы видны у основания ствола).
В глубине парка прячется остов Сухумского физико-технического института, отделанный розовым армянским туфом, где после войны немецкие учёные Рейха в лабораториях занимались секретным "атомным проектом" на благо СССР. Про это писал в статье:
Ботаники с военной выправкой
А теперь про историю этого парка. Как ни парадоксально, но местные жители и современные туристы должны быть благодарны за феерическое разнообразие флоры побережья Абхазии не матушке-природе, а первым русским военным, которые разместились здесь после вхождения страны (добровольного!) в состав Российской Империи.
Многие офицеры не рассматривали новые земли, как колонию, и не играли в праздности в картишки, отмахиваясь от надоедливых комариков, а строили и созидали. В это сейчас сложно поверить, но многие военные увлекались ботаникой, поэтому свои знания и навыки применяли на местах.
Про осушение болот и открытие Сухумского ботанического сада Николаем Раевским я уже писал.
История Синопского парка начинается с того момента, когда в начале 70-х годов XIX века в Сухум по долгу службы прибыл полковник артиллерии Аполлон Введенский - будущий начальник Сухумского округа.
Мужчина в эполетах в ботанике и земледелии был не профан, так как состоял действительным членом Русского общества акклиматизации животных и растений.
Он огляделся вокруг, приуныл от окружающего болотистого пейзажа и задумал разбить свой сад с "блэк-джеком и гетерами" в восточной части Сухума.
Я знаю – парк здесь будет, я знаю – саду цвесть, когда такие люди в стране в российской есть!
Лучше всего про инициативу Введенского расскажут его дневники:
"Обработка почвы моего сада в пять десятин, расположенных на плоскости в 50 саженях от берега моря, началась в зиму 1872-73 годов глубокою плантажною перекопкою и дренированием всей площади. Одновременно с этим были произведены посевы различных декоративных растений в открытые грады и в парники".
Одно дело расчистить и осушить низинную почву, другое дело - подготовить её под посадку. Поэтому он начал борьбу с врагом всех огородников - с сорняками. В 1873 году засеял участок кукурузой, и в ноября того же года приступил к посадке растений, выведенных из семян.
К 1877 году он уже построил две оранжереи, теплицу для размножения рстаний, жилые постройки и разбил сад, но... началась Русско-турецкая война 1877—1878 годов.
Турки захватили эту территорию, в доме Введенского жило вражеское командование, в оранжереях устроили конюшни, а в саду разместили военный лагерь. Турки всё что можно вырубили на дрова, разрушили сад и при отступлении сожгли постройки.
Никогда не сдавайся
Аполлон Введенский именно так и поступил, когда в марте 1878 года вернулся на пепелище. Заново всё отстроил и, докупив земли, увеличил площадь до девяти десятин (9,81 га). Устроил запруду ближайшего ручья, построил цементные бассейны и систему орошения.
Теперь его сад с декоративными растениями со всего мира стал официально называться "Акклиматизированный сад А.Н. Введенского", или, как его называл сам полковник - "Субтропическая флора". Слава разошлась по всему Кавказу, о нем часто писали в газетах.
К 1883 году сад насчитывал (по записям в его дневнике) порядка 16 тыс. растений.
Но, на своей начальственной должности он занимался не только ботаникой. Введенский открыл в Сухуме четырёхклассное училище и одноклассное приходское, продолжал осушать прибрежные болота - источник малярии, устроил систему каналов через которые пресная вода поступала в море.
В 1891 году он продаёт своё имение за 7200 рублей. И, на счастье, оно попадает в хорошие руки к Александру Михайловичу Романову, внуку российского императора Николая I.
И хоть великий князь не жил здесь постоянно, но про сад не забывал: изменил планировку, добавил новые виды растений, построил новые оранжереи и жилые строения.
- А, почему сегодня парк называется Синопским? При чём здесь Турция?
Александр Михайлович, как морской офицер, решил таким образом увековечить победу русского флота и Нахимова в сражении при Синопе 1853 года, назвав своё новое приобретение "Синоп".
После революции 1917 года, князь с семьёй бежал за границу, благодаря чему избежал горькой участи своих близких родственников. В 1933 году в Синопском парке построили санаторий "Синоп" для партийной элиты (кстати, здесь отдыхал Булгаков и французский писатель Андре Жид).
В 1945 году санаторий стал секретным объектом, где немцы работали над газовой центрифугой для обогащения урана. Позже превратился в Сухумский физико-технический институт. Ну, а после развала СССР...
сад оказался окончательно заброшен и никому не нужен...
Печально бродить по тихим аллеям, осознавая, сколько усилий приложили небезразличные русские "чужаки", чтобы Абхазия превратилась в уголок Эдема.
Не буду кривить душой - лайки приятны, но еще важней подписка, так читатель всегда будет в курсе новых публикаций