В повествовании о распятии Иисуса Христа есть странное расхождение между повествованием евангелистов.
Все они упоминают о том, что с Христом были распяты двое разбойников (или «злодеев»), но вот о том, как они себя вели – есть разногласие.
Матфей говорит о том, что кроме насмехающихся иудеев, пришедших посмотреть на распятие Христа, Христа поносили и распятие с Ним разбойники:
«Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его» Мф. 27. 44.
Матфею вторит Марк:
«…И распятые с Ним поносили Его» Мк. 15. 32.
Но вот апостол Лука рисует иную картину:
«Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.
Другой же напротив унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?
И мы осуждены справедливо, потому что достойное по нашим делам приняли; а Он ничего худого не сделал.
И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда придешь в Царствие Твое!
И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» Лк. 23. 39-43.
Итак – налицо разногласие. У Матфея и Марка оба разбойника злословят Христа, у Луки только один.
Примирить это разногласие можно только одним способом: вначале оба разбойника поносили Христа, затем один из них внезапно одумался и стал урезонивать другого.
И в таком виде трагическая картина распятия приобретает по-настоящему символический вид и легко проецируется на все последующие поколения людей.
Итак, все люди делятся на две категории – по сходству поведения с одним из разбойников.
Разбойники – все! Все когда-то поносили Христа…
Оба этих положения действительно истинны в глубоком духовном понимании их сути.
Разбойники – потому что разбойно присвоили себе то, что принадлежит Христу – самих себя. И вели себя так, как когда-то вели себя Адам и Ева, решив по своему усмотрению стать «богами», самовольно срывая разного рода «запретные плоды».
Увы – все люди проходят этот путь за исключением тех, кто подобно Иоанну Крестителю или Сергию Радонежскому святыми стали еще в чреве своих матерей по прямому изъявлению Божию.
Но мало того, что все мы разбойники – мы еще все вольно или невольно хулили и «поносили» Христа.
Это касается не только тех, кто делал это сознательно и открыто, кто был воспитан в атеизме, в противлении или пренебрежении к христианству.
Это касается и тех, кто живет с установкой «барабанщика», то есть ему(ей) «по барабану» все «боги» и «сказки» о них.
Хуление само собой вытекает из этой установки. Ибо тебе «по барабану» самое великое, что есть на планете земля – Творец Мира и Спаситель Его и Твой собственный Творец и Спаситель.
Но мало того, даже те, кто воспитывался с рождения в христианских семьях и сумел сохранить веру, став взрослым – и те, легко, оглядываясь на свою жизнь, найдут в ней периоды «хуления» и «поношения» Христа.
Кто-то трусливо молчал, там где надо было возвысить голос, кто-то не пришел на помощь там, где это надо было сделать, кто-то лицемерил, кто-то лукавил… И так далее.
В общем мы все – разбойники, все заслуживаем распятия за свои хуления и поношения Христа.
Мало того, все мы в духовном смысле уже висим на крестах, и жить нам остается всего несколько часов, минут или даже секунд, если сравнивать нашу жизнь с вечностью.
И вот здесь происходит невероятное и непостижимое. Мы начинаем разделяться.
Разделяться так, как разделились два разбойника на кресте.
Они оба раньше были разбойниками, оба заслужили креста, оба хулили Христа, но внезапно один из них перестал это делать, а другой продолжал свои хуления до своего конца.
Итак, один упорно продолжает свои хуления. И будет это делать вплоть до самого своего конца.
Посмотрите, как много вокруг этих – «доконечных» и «доконцовых»! Они и сейчас продолжают свои хуления, хотя стоят на краю могилы.
Кто-то пытается остаться верным своим коммунистическим и атеистическим убеждениям, полученным еще в советские времена, и тащит их вместе с собой в уже маячащий на горизонте гроб.
Кто-то стал ярым язычником, и для него Христос – это «еврейский бог» или «подстава», придуманная евреями, чтобы дурачить доверчивых чистых славян, у которых были, есть и будут «свои» боги.
Кто-то, внутренне презирая Христа, сознательно дурачит людей крестами и иконами, будучи убежденным оккультистом.
Кто-то, нацепив крестик и повесив в доме иконы, воображает себя христианином, актерствуя и лицемеря перед собой и другими.
Кто-то хрипит от раков или ковидов на больничной койке, но продолжает изрыгать свои хуления…
Увы, увы, увы – этих продолжающих свои хуления «разбойников» - большинство. Абсолютное большинство в человечестве и в современной России.
Они будут продолжать хулить Христа до самого своего конца – так, как это и зафиксировано в Евангелии. И им – раз они сами не захотели обратиться ко Христу - уже помочь нельзя.
Но удивительна судьба второго – правого от Христа разбойника. Он тоже хулил Христа, но в последний момент, в последний, может, час своей жизни, успел покаяться и обратиться.
Почему это произошло – тайна! Почему кто-то из нас обращается ко Христу, а кто-то, живя в тех же самых условиях, нет – тоже тайна!
Мы никогда этого не постигнем здесь, на земле – узнаем только потом, когда и над нами исполнятся слова, сказанные Христом успевшему покаяться разбойнику: «ныне же будешь со Мною в раю».
Так что нам осталось только благодарить Бога за Его неизреченную благодать к нам, немногим успевшим покаяться «разбойникам».
Мы хотя бы перед своей смертью перестали хулить Христа. Слава Ему за это!