6 ноября исполнился год с того времени, как не стало Михаила Жванецкого. А на следующий день в честь Великого Октября в мой мессенджер приятельница прислала эссе о Советской Родине за подписью Михаила Жванецкого. Текст мне понравился и слог, конечно же, Жванецкого напоминает, но я убеждена, что такие слова из-под его пера появиться не могли.
Поиск автора в Интернете
Ни в одном из сборников, ни в одном из выступлений Жванецкого данного монолога мы не найдем. Вопрос: почему? Вспомните, почитатели таланта сатирика, как он выступал со сцены? У него всегда были в руках листочки со "свежеиспеченным" текстом, написанным от руки. Это было отличительным знаком. Написать и отправить в стол - это не его принцип.
До декабря 2019-го Жванецкий вел проект "Дежурный по стране", имея возможность познакомить зрителей с новым монологом, но не сделал этого. Эссе впервые появилось в Интернете. Александр Ермошин утверждает, что видел его еще в феврале 2017-го. Я не нашла, а вот в декабре 2020-го оно появилось под авторством человека с ником "Ехидный Дуглас". Его прочитали более 4, 5 тысяч человек. Дуглас заявляет, что это авторский текст.
Ранее авторство приписывали и Синельникову-Оришаку, и Петру Войкову, и Алексею Красному. Некоторые, как, например Петр Войков, от него публично отреклись.
Могло ли в Интернет попасть эссе Жванецкого? Маловероятно. В интервью на свое 80-летие сатирик поднял проблему часто приписываемых ему цитат, которые он никогда не произносил. Тогда он сказал довольно категорично:
Я такого не писал никогда! И вообще - в Интернет не пишу! Все!
Кто же мог слить в Сеть то, что никогда не озвучивалось самим автором?
Другое отношение к Советской Родине
Марк Тальберг вспоминает, что Жванецкий никогда не восхвалял советский период, считая теплые воспоминания о нем оскорблением. Однажды он был свидетелем, как на встрече бомонда в Киеве Иосифа Кобзона попросили исполнить комсомольские песни. Тот ответил, что не хочет обидеть Жванецкого, который постоянно его за это критикует.
В интервью 2006 года Д. Гордону Жванецкий признается, что ощутил радость, когда завершилась советская эпоха. Может быть, его взгляды изменились? Отнюдь. Давайте заглянем в два его последних интервью 2019 года - В. Познеру и Н. Синдеевой.
Владимиру Познеру
Для него слово "Родина" - это конечное понятие триады "Держава-Государство-Родина". При советской власти была "держава", причем "стянутая пограничниками". Сегодня мы переживаем всего лишь становление государства.
По его мнению, ностальгия по советской власти и Сталину понятна. При диктатуре жить удобней, у нас:
Нет опыта сооружения собственного желания и перевода желания в действительность.
Сталин ведь, по сути, был самым эффективным из руководителей. У каждого возникало ощущение, что он лично участвует в управлении страной:
Советский человек никогда не чувствовал такую быструю отдачу от своих действий. Советский человек писал донос на соседа, а уже вечером соседа вели.
Жванецкий считает, что ностальгировать по прошлому могут только потомки этих людей. Свобода, которую получили граждане, перевесила для него все.
Наталье Синдеевой
Сатирик признался, что вспоминает о прошлом лишь в контексте сравнения.
Я сравниваю прошлое с настоящим и преимущество настоящего совершенно очевидно.
А ностальгию людей Жванецкий объяснил желанием вернуться туда, где "все были одного роста". Но при этом сатирик признает, что именно в советские времена был "главным", его слушали, его монологи расталкивали на цитаты, называли "энциклопедией советской жизни". Он не смог уехать из страны, потому что нити, связывающие его с людьми, были сильнее веревок.
И все же... Советская власть для него была чуждой.
Главная причина - сделать слова более весомыми
Наверняка есть тот, кто впервые сделал автором эссе Михаила Жванецкого. И эту версию подхватили, потому что она делает строки более весомыми. Только так можно донести до читателей и интернет-пользователей то, что разделяешь сам.
Но, на мой взгляд, истина важнее любой благой идеи.
Дорогие друзья! Пишите свои мысли в комментариях, жмите палец вверх и обязательно подписывайтесь на канал "А ну-ка, бабушки!"
Виктория Самарская