Найти тему
С собаками всегда.

Собака и лакомство. Стоит ли бояться "переборщить" с лакомством?

Скажу сразу, что по моему мнению, перестараться с лакомством при обучении и воспитании собаки нельзя. Лакомства много не бывает. Особенно, когда собака еще щенок. Мои карманы всегда полны вкусняшек лет до 1,5. Но и позднее, выходя на прогулку с уже взрослыми собаками, я всегда проверяю наличие лакомства в кармане. И так до самой старости.

Частенько это лакомство так и возвращается домой почти не тронутым. Но на прогулке оно присутствует всегда. Зачем оно мне со взрослыми и воспитанными собаками?

Все очень просто. Чтобы в нужный момент подкрепить правильное действие собаки не просто похвалой, а чем-то более существенным.

Например, если собака просто правильно среагировала на простейшее указание, вроде: "Пойдем сюда, малыш" и повернула в нужном направлении, достаточно словесной похвалы.

Совсем другое дело, когда навстречу показалась другая собака, а моя не рванула к ней, а по команде "рядом" заняла место около моей ноги. Согласитесь, это дорогого стоит!

Если в первом случае никакого особого подвига собака не совершила, а просто выполнила указание, то во втором случае - соблазн был велик! Собака преодолела соблазн и выполнила команду. Награда должна соответствовать заслуге! И возместить собаке то удовольствие, которым она пожертвовала ради хозяина!

Таково мое мнение.

Частенько читаю в комментариях, что вот, мол, у вас только лакомство! Нельзя злоупотреблять лакомством! Даже читала, что из-за использования лакомства у "нынешних" собак начисто испорчена психика. И многие другие доводы.

Сейчас попытаюсь оспорить некоторые из них, ориентируясь на собственных собак.

1. "Раньше собак учили вообще без лакомства".

Вот с эти не согласна категорически. Я начинала заниматься с собаками еще в советское время при клубе служебного собаководства. Отлично помню, как одна из руководителей клуба попросту выгоняла нас(молодежь) с площадки, если мы приходили без лакомства. Аргументировала она просто: "Тут люди (имелись ввиду собаки с хозяевами) заниматься будут, а вы только под ногами путаться, да в чужие карманы заглядывать!"

Наличие лакомства на занятиях было обязательным. Да, собак со временем обучали работать без "вкусняшек", но обучали целенаправленно, постепенно сводя лакомство к минимуму. И после серии выполненных собакой команд или задач ... все равно награждали лакомством. У нас было так.

Второй пример. Когда-то доводилось мне обучать собаку с помощью инструктора, профессионального кинолога (работал в то время в милиции со служебными собаками). Помню, как наш "учитель" однажды выругал меня. Он заметил, что на занятия я беру одно и тоже сухое печенье. "Ты что, не можешь что-то повкуснее с собой взять? Видишь же, собаку твои печеньки практически не интересуют!"

Так я усвоила, что лакомство не только должно быть, но и должно быть интересным и привлекательным для собаки, а также, что его нужно менять: чтобы не одно и тоже, чтобы не приедалось!

Возможно, есть какие-то профессионалы, способные обучить щенка командам совсем без лакомства, но мне они не встречались.

И еще у меня возникает вопрос: "А зачем?" Зачем учить собаку без лакомства? Что плохого в лакомстве? И зачем все усложнять и себе и собаке? Готова выслушать веские аргументы. Допускаю, что есть какой-то резон в обучении без лакомства, и мне это интересно (совершенно искренне).

2. "Собака работает только за лакомство".

Могу допустить, что такое бывает. Но никогда не замечала этого у своих собак. Обычно до года, может, до 1,5 лет лакомство очень интересно собаке, она стремится его получить, всегда помнит о нем. Но позднее - теряет к нему интерес. Вернее, лакомство перестает быть таким уж важным. Скажем так: мои собаки, конечно, глянут: собираюсь я им что-то дать или нет. Но если ничего не дам, равнодушно побегут дальше, абсолютно не расстроившись. При этом выученные команды и навыки никуда не деваются. То, что раньше "прививалось" с помощью подкрепления, постепенно входит в привычку. Собака просто "не умеет" по другому.

Например, одна из моих предыдущих собак бросалась к заборам, за которыми лаяли дворовые собаки. Удовольствие то еще! Чтобы отучить, пришлось приложить массу усилий. Поэтому со следующими собаками я начинала заниматься буквально с первых прогулок.

Мы живем в частном секторе, и мимо лающих собак приходится проходить ежедневно. Маленький щенок еще не бросается в свару к ближайшему забору, проходит спокойно, недоумевающе поглядывая на "лающий" забор. Вот это я и поощряла. Выдавала лакомство и хвалила. Причем у каждого такого забора. Собаки отлично усвоили, что они получают лакомство за то, что они ничего не делают, просто спокойно проходят, когда за забором беснуется другая собака.

Если раньше они еще поглядывали на меня, проходя мимо заборов с лающими собаками: "Я молодец? Где вкусняшка?", то теперь вообще не обращают на таких "неопасных" собак никакого внимания. Часто моя рука уже тянется к карману: вдруг кто-то из собак глянет на меня, но я вижу, что собаки проходят совершенно равнодушно, и никакое лакомство им не нужно. Все, правильное поведение стало нормой. А как бы сложилось, если бы я не "прокормила" нужное поведение? Неизвестно!. Может все и само собой устроилось благополучно, а может, мне пришлось бы опять всю жизнь оттаскивать их силой от этих проклятых заборов. Отучать и запрещать что-либо - гораздо сложнее, чем просто "зафиксировать" в уме собаки нужное поведение! А лакомство тут - лучший помощник.

Все тоже самое с командами. Если команда "ко мне" или "рядом" отработана на должном уровне (да-да, с помощью лакомства), то собака выполнит их и тогда, когда знает, что никакого лакомства и нет. Выполнит - проверено! И ничуть не обидится! Хотя, такие вещи я стараюсь все же поощрять. Но и периодическое отсутствие поощрения не станет критичным!

Так моя младшая собака, французский бульдог Юна, вообще с возрастом стала равнодушна к вкусняшкам. По команде "Ко мне" подбегает просто, чтобы по-быстрому "расцеловаться" со мной. Протянутое лакомство игнорирует и убегает резвиться дальше.

К слову сказать, Юнкино равнодушие к лакомству меня скорее огорчает, чем радует. Со старшей собакой Тильдой некоторые возникающие проблемы решить намного проще (есть у меня такой "рычаг давления" - сосиски. Тильда их страстно любит, но в обычной жизни практически не получает).

Так что, если собака обучена что-то делать (или не делать) за лакомство, то и без лакомства этот навык никуда не денется.

Что ты хотела, хозяйка?
Что ты хотела, хозяйка?

3. "Собака должна работать и без лакомства". Тут сложно спорить. Собака должна быть обучена так, чтобы в определенных условиях могла выполнять команды хозяина и без лакомства. Ее этому следует учить. Опять же сначала при помощи лакомства.

И я не буду приводить глуповатые доводы : "Ничего собака нам не должна. Она не просила нас ее заводить." Дело не в этом.

Вопрос в том, как "объяснить" собаке, что она должна и обязана служить хозяину и выполнять его требования? Как донести эту мысль до собаки?

Это ребенку можно объяснить словами, что он должен и обязан. Хотя, лично я не сторонник таких "разъяснений". Мне всегда казалось правильным как-то поощрить хорошее поведение сына (похвалами, сладостями, игрушками, книгами, походами в кино, интересными прогулками). А тупо талдычить о том, что он должен и обязан, я бы не решилась, побоялась бы, что в определенном возрасте это вызовет протест. Кстати, мой сын сейчас тоже "не заглядывает" мне в руки. Более того, гордо отвергает любую предложенную материальную помощь. Дите выросло. Возможно, сравнение не особо корректно.

Но я и впрямь не представляю, как внушить собаке, что она "должна", без лакомства. Тогда как с лакомством все предельно просто!

4."Собака только и смотрит на руки".

Да, есть такой грешок! Только как раз это-то мне и нравится. Изначально щенок привыкает следить за руками хозяина, потому что в них лакомство. Но потом привычка остается. Собака уже просто автоматически следит за человеческими руками. И это очень удобно.

Собака гораздо быстрее реагирует на жесты или движения хозяина, чем на словесные команды. Словесные команды нужно еще как следует отработать! Тогда как жесты собака легко "считывает" и понимает. Привычка следить за рукой очень помогает.

С помощью движений рукой можно обучить собаку новым командам или трюкам, даже когда в пальцах не зажато лакомство. Просто показать собаке движением ладони нужное действие или направление.

Гуляя в лесу, часто наблюдаю такую картину. Собаки бегут чуть впереди. Попадается развилка на лесной дорожке. Собаки останавливаются и вопросительно оборачиваются. Я просто жестом показываю направление: либо прямо, либо в сторону. Собаки понимают сразу. Знаю, что некоторые хозяева специально обучают собак словесным командам: "прямо", "вправо", "влево". Но это - сложнее.

Привычка смотреть на руки во время изучения собакой команды "рядом" постепенно перерастает в привычку поглядывать в глаза хозяину(когда начинаем сокращать лакомство), а еще позднее преобразуется в очень симпатичную походку. Собака как-бы "гарцует" рядом, периодически поглядывая на хозяина. Мне нравится!

Привычка получать лакомство за каждый подход ко мне, избавила от проблем с неподходом. С самого юного возраста я поощряла любое приближение щенков, даже случайное. Потом, когда собаки "просекли", что получают лакомство просто за то, что подбежали к хозяйке, и стали делать это намеренно, я сознательно поощряла такую инициативу. Нет, я не боялась, что все наши прогулки превратятся в такую череду подходов и вымогательства лакомства. Знаю по опыту, что молодой собаке гораздо интереснее то, что происходит вокруг, чем бесконечное поглощение лакомства из хозяйского кармана.

Моей целью было добиться того, чтобы собаки навсегда усвоили: подход к хозяйке связан только с приятным!( А не подойти нельзя: все равно не отвяжется!). Проблем с подходом у нас практически не возникало(тьфу-тьфу).

Кроме того, мне нравится, как мои собаки, играя с другими собаками или просто бегая по лесу, периодически подбегают ко мне просто так, без всякого зова. Мы шутим: "чтобы отметиться". Такие подходы обязательно поощряю и по сей день.

Итак. Мое мнение.

В щенячестве я своих собак кормила лакомством просто "безбожно". Поощряла каждый правильный шажок, каждое правильное действие, каждый взгляд на меня. При этом - не наказывала. Вообще. Даже практически не покрикивала на них.

Теперь мои собаки являются предметом моей гордости (за редким исключением). И это правда! Они не стали зависимыми от лакомства. Просто выросли и стали равнодушными к "жратве". Команды выполняют и иногда просто ленятся подбежать за наградой.

А вот заниматься, разучивать что-то новое за лакомство очень любят. Причем, это могут быть просто кусочки хлеба. Для собак это - что-то вроде игры: заслужил - получил.

Так что, считаю, "перестараться" с лакомством невозможно! Хорошее должно поощряться и в доступной для собак форме.

А я жду ваших комментариев, дополнений, согласия или несогласия. Пусть ваши четырехлапые друзья приносят вам только радость!