Найти тему

Философия эпохи Возрождения (кратко). Никколо Макиавелли.

Никколо Макиавелли – философ эпохи Ренессанса, знаменит своими социально-философскими и политическими взглядами. Среди трудов, которые характеризуют философскую деятельность, наиболее популярные «Государь» и «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «О военном искустве», а также пьесы, романы, лирика и несколько философских рассуждений.

Никколо Макиавелли. Изображение взято http://rushist.com/index.php/west/3359-makiavelli-nikkolo-biografiya-i-proizvedeniya
Никколо Макиавелли. Изображение взято http://rushist.com/index.php/west/3359-makiavelli-nikkolo-biografiya-i-proizvedeniya

Немного о "государь"

Госуда́рь» (итал. Il Principe; встречается перевод «Князь») — трактат флорентийского мыслителя и государственного деятеля Никколо Макиавелли, в котором описываются методология захвата власти, методы правления и умения, необходимые для идеального правителя.

По форме правления государства (Stati) делятся на республики (Repubbliche) и монархии (Principati). Макиавелли описывает три формы прихода к власти: оружие, сила или насилие (armiforza или violenza), удача (fortuna, фортуна) или добродетель (virtù). Поскольку удача не во власти человека, Макиавелли останавливает своё внимание на силе оружия и добродетели, отмечая, что одно дополняет другое. «Вооружённые проповедники побеждают» (Profeti armati vinsono), пишет он. Макиавелли подчёркивает, что государь иногда должен уподобляться животным (bestia), из которых он выделяет лису (volpe) и льва (lione). Лишение власти происходит вследствие лишения внешней силы (forza) или народного презрения (disprezzato), если государь обнаруживает явные пороки или нарушает «образ жизни» той страны, которой правит.

Из добродетелей Макиавелли вслед за Аристотелем особо выделяет щедрость (liberalita — состоятельность как качество свободного человека). Далее следует милосердие (clemenzia), хотя для государя она приобретает особый смысл, поскольку допускает жестокость для предотвращения беспорядков. Также Макиавелли среди добродетелей перечисляет благоразумие (prudenza) и гуманность (umanita). Добродетель он ценит как репутацию (riputazione), которая позволяет избежать ненависти и презрения за постыдные поступки.

Одна из обложек трактата "Государь". Изображение взято https://andronum.com/product/nikkolo-makiavelli-gosudar-ru-2/
Одна из обложек трактата "Государь". Изображение взято https://andronum.com/product/nikkolo-makiavelli-gosudar-ru-2/

Единство страны образуют язык (lingua), нравы (costumi) и обычаи (ordini). Хотя Макиавелли обращал внимание, что la natura de’ popoli è varia — природа народа непостоянна (гл. VI). При описании внутренней структуры общества Макиавелли разделяет народ (popolo) и грандов (grandi). Мудрый государь (Principe prudente) правит, балансируя между теми и другими. Макиавелли высоко ценит французские парламенты (Parlamento), поскольку они позволяют следить за амбициозными оппонентами внутри страны и контролировать их.

Источником своих знаний Макиавелли называет опыт (esperienza), из которого он выводит «общие правила» (regola generale). Опыт управления государь должен черпать из истории. Макиавелли восхищается такими авантюристами, как Агафокл (гл.VIII), которые смогли достичь успеха (gloria), не обладая ни добродетелью, ни удачей. Напротив, Агафокл славился жестокостью (crudeltà) и бесчеловечностью (inumanità). Рассматривая этот и подобные ему исторические примеры, Макиавелли пользу (utili) ставит выше добродетели. Это следует из того, что народ больше ценит успешного правителя, чем добродетельного, поскольку именно успех правления способствует общему благу. В контексте великой цели он допускает справедливую войну (guerra è giusta). В XVII главе своего трактата Макиавелли отмечает низкую природу людей, замечая, что они в массе своей неблагодарны (ingrati), непостоянны (volubili), лживы (simulatori), боязливы (fuggitori).

Если фомулировать коротко, то конечно же, основная идея "Цель оправдывает средства" - в том, что касается ведения политики и достижения государственных интересов. Самый хороший, успешный, полезный для своей страны политик неизбежно говорит одно, делает другое, думает третье, и иначе политику просто невозможно вести. "Государь", по сути, это объяснение, как именно такие идеи реализуются на практике.

Решение политик, правитель должен принимать исходя не из моральных норм и этических переживаний, но исходя из рациональности и выгоды для государства.

Если же такой человек начнёт "исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру". Макиавелли исходит из того, что люди в большинстве своём эгоистичны, крайне дорожат своей собственностью, а так же "неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, их отпугивает опасность, влечет нажива". Макиавелли продвигает идею, что главное в человеке - способность к деятельности, воля к осуществлению желаемых целей, причём всё это тоже исходит из эгоистических побуждений. Так что эгоизм это не то чтобы плохо, напротив, люди исходят из него, но на деле могут вершить историю и совершать даже героические поступки. И даже государство рождается как результат необходимости ограничивать человеческий эгоизм, иначе люди бы друг друга уничтожили.

Макиавелли выводит образ идеального правителя, и так как Макиавелли реалист, жёсткий и избегающий любых приукрашиваний действительности, то и образ этот весьма реалистичен. Таким образом, идеальный правитель должен править и кнутом, и пряником, избегать насилия бессмысленного, но уметь прибегнуть к нему при необходимости, быть честным или лживым, великодушным или коварным, гуманным или жестоким в зависимости от того, чего требует конкретная ситуация. При этом правитель так же должен уметь создавать себе благой образ, и стараться, чтобы какие-то совсем уж неприглядные (но необходимые) деяния не становились общеизвестны.

Власть же, по мнению Макиавелли, осуществляется для благополучия общества, но никак не должна являться самоцелью.

Никколо Макиавелли – философия кратко

Эпоха Ренессанса глубоко пересмотрела устоявшиеся взгляды Средневековья. На примере философии Никколо Макиавелли можно вникнуть в изменения: концепция божественного предопределения человеческой судьбы, занимавшая центральное место в философско-религиозных учениях, была отодвинута на второй план. Ей на смену приходит понятие фортуны или силы обстоятельств, тем самым изменяя роль человека – отныне он властен своей судьбой и обязан вступить в битву со сложившимися обстоятельствами.

Вирту (virtu): талант, человеческая энергия, которые стоят на одном уровне с фортуной, как движущей силой истории.

Судьба. Ей противоречат людская доблесть и труд.

Свобода воли, которая находит свое воплощение в политике.

Политическая философия Никколо Макиавелли кратко

Политик получила первенстве среди прочих учений в философии Никколо Макиавелли. По мнению мыслителя, правила и естественные причины, которые в ней заложены, позволяют человека проявить себя. Раскрываются возможности, можно принять меры в борьбе со стечением обстоятельств, даже предвидеть дальнейший ход событий, не полагаясь слепо на рок или божественное проведение, как это было свойственно предшествующей эпохе.

Свои политические воззрения Никколо Макиавелли изложил в труде «Государь». Политика, по мнению мыслителя, основа на практике – действия определяют реальный исход дела, а теоретические предпосылки и пустая болтовня, имевшие место ранее, лишь создают иллюзии на пустом месте. Именно в философии Н. Макиавелли политика навсегда расстается с нравственной подоплекой, тем самым переходя к конкретике и действиям, рассмотрению реальных поступков людей взамен извечного размышления, как им следует поступать.

Политика основывается на:

Исследованиях качества человека и его природы;

Изучение соотношения общественных интересов, сил и страстей;

Объяснении реального положения вещей в обществе;

Уходе от утопических мечтаний, догматизма;

Социально-философские взгляды Никколо Макиавелли

В основе социально-философских взглядах Никколо Макиавелли лежит принцип человеческой природы. По характеристике самого мыслителя этот принцип универсальный, так как распространяется на всех граждан государства вне зависимости от класса.

Человеческая природа, по мнению Н. Макиавелли не безгрешна: все люди неблагодарны, непостоянны, лицемерны, лживы, их влечет нажива. Эгоистическая сущность человека должна быть подконтрольна сильной руке, о чем философ конкретнее писал в «Государе». Поскольку автор исключает божественное начало, отдаляясь от религиозных взглядов, лишь истинный правитель, по его мнению, может вести за собой народ.

Мудрый правитель, по мнению Н. Макиавелли, знаком со злом, как основой человеческой природы, но, при этом, может не удаляться от добра. В нем соединены одновременно качества льва и лисицы – достойность, честь, доблесть и хитрость, изощренность разума.