Найти тему
КУЛЁК

Коммунизм в отдельно взятом доме

После зимних каникул мы продолжили снимать свое любимое ток-шоу «Пенсионеры». Почти каждый день мне приносил знакомства с удивительными людьми старшего возраста. Среди этого поколения мне ни разу не попался хотя бы один нытик или просто угрюмый человек.

Начало цикла рассказов "Кулёк" тут.

Предыдущая часть здесь.

К тому моменту мы уже побывали во многих КЦСО города (Комплексных центрах социального обслуживания населения). Подошла очередь темы о Социальных жилых домах. Такие меры были тоже придуманы для одиноких пожилых горожан, чтобы уберечь их от грабителей и обеспечить достойную активную старость.

Я знала, что в Москве было три таких дома. Два из них на севере. В одном из таких я как-то раз снимала полярного летчика, в котором проснулся художественный талант, и он стал писать удивительные по красоте картины.

Это была обычная серая высотка-коробка, с коридорной системой, где на каждом этаже были расположены двери в маленькие, тесные, хотя и отдельные, квартирки. Принцип проживания в таком доме был таков. Пожилой человек или пара дарили городу свое жилье и переезжали в отдельную квартиру в социальном доме, где с людьми плотно работали социальные и медицинские службы.

В зависимости от стоимости родного жилья, город выплачивал единовременную значительную компенсацию, давал прибавку к пенсии и гарантировал при ухудшении здоровья полноценный медицинский уход и погребение. Звучит это несколько цинично, но это жизнь и она, как известно, конечна.

Третий Социальный жилой дом находился на юге столицы, в современном спальном районе Марьино. В Управлении Соц. защиты это учреждение очень нахваливали. Но я, как обычно, предпочитала делать выводы только после личного ознакомления.

Получив разрешение на съемку, в назначенный день мы приехали на место. Это было большое четырех или даже пятиэтажное новенькое здание, окруженное решетчатым забором и имеющее свой благоустроенный огороженный двор с клумбами и лавочками. Внешне дом напоминал скорее какой-то Дворец культуры, нежели жилой дом для пожилых.

Нас встретила Директор учреждения. Весьма симпатичная молодая женщина, которая искренне улыбалась.

- Что вы нам покажете? – спросила я, войдя в кабинет.

- Да, что хотите! – простодушно ответила начальница, - Давайте я вам дам своего заместителя, которая вам все покажет и сопроводит, чтобы вы тут не заблудились, а потом уже я дам вам свой комментарий.

Меня такой расклад очень устраивал. Мы немного опоздали на съемку, преодолевая столичные пробки, и нас уже ждала группа здоровья, которая занималась в гимнастическом зале зарядкой.

- Они, правда, уже давно отзанимались, - предупредила наша сопровождающая, - Но мы их попросим повторить.

В просторном гимнастическом зале, который примыкал к огромной библиотеке, нас ждала группа людей в спортивной одежде. Мы в легкую записали зарядку, которую проводил местный физрук-сотрудник.

- У нас тут через час начнется работа кружков, - предупредила заместитель директора.

- Прекрасно! – откликнулась я, - А можно мы пообщаемся с самими проживающими и посмотрим, как они тут живут?

- Конечно! Пойдемте в гости к Марии Ивановне! – Она у нас удивительный человек и очень общительный!

Мы спустились этажом пониже. Кругом были просторные коридоры и уютные холлы. В одном из них расположилась «распродажа» одежды. Взволнованные бабушки, как девчушки, рассматривали кофточки, юбочки и метались между примерочными и рядами с вешалками, советуясь с товарками, идёт это им или нет?

Мы прошли дальше по коридору и постучались в заветную дверь. Ее нам открыла энергичная седовласая старушка.

- Проходите! Смотрите мои хоромы! – похвалилась хозяйка.

Пока оператор раскладывал аппаратуру, я осмотрелась. В квартире была небольшая прихожая с гардеробом, отдельным санузелом с душевой кабиной, просторной комнатой и большущей, залитой солнцем, лоджией, уставленной почти до потолка стеллажами с цветочными горшками и ящиками с землей.

- Это моя гордость! – похвалилась хозяйка, - Мой зимний сад.

- А давайте, мы на вас повесим микрофончик и вы нам проведете небольшую экскурсию по своей квартире и обо всем расскажете, - предложила я.

Мне всегда нравилась такая форма съемки. Она была гораздо динамичнее и живее, чем «говорящая» голова в кадре.

- Я сначала боялась сюда переезжать, - призналась нам Мария Ивановна, - А теперь так рада!

- А что вам тут нравится больше всего? – поинтересовалась я.

- Охрана! – выпалила хозяйка, - Нас тут охраняют замечательные ребята и никого чужого в дом не пустят. А дома-то страшно было в магазин выйти, особенно, когда возвращаешься с пенсией. А тут у нас в доме и магазин, и аптека! И распродажи привозят, Можно, вообще никуда не выходить. Но, тут это не получится.

- Почему? – удивилась я.

- Миленькая, - улыбнулась бабушка, - Это я дома спала до обеда, а потом пока расходишься, пока встанешь, так уже и полдня прошло. А тут я ничего не успеваю! Как вскочила в шесть утра, так и до глубокой ночи бегаю. Телевизор некогда посмотреть. Нас же чуть не каждый день возят на экскурсии, по театрам. И кружки, и мероприятия.

- А кухня у вас небольшая, - заглянула я дальше.

- Это да, - согласилась Мария Ивановна, - Но все помещается. Холодильник, стол, плита, мойка и шкафчики. И много ли мне одной надо? Иной раз и готовить не хочется. У нас тут прекрасная столовая. А жителям дома еще и скидка. Там и завтраки, и обеды, и ужины. Не хочешь там есть, бери в контейнеры и иди к себе.

- Кружки мы ваши чуть позже поснимаем, а что у вас еще тут есть интересного? – спросила я.

- Недавно открыли соляную пещеру! – выпалила хозяйка.

- А мы сможем ее поснимать? Или собрать там людей сложно? – поинтересовалась я.

- Какой там сложно! – всплеснула руками пожилая женщина, - У нас тут у каждого внутренний телефон. Две минуты и все будут на месте!

- Ничего себе оперативность! – искренне удивилась я, - Да вы тут шустрее «тимуровцев».

- Главный «тимуровец» у нас Васенька! Мы его просто обожаем и готовы на руках носить! – хвалилась Мария Ивановна.

- А кто это? – еще больше удивилась я.

- Это наш рабочий. Ему достаточно позвонить, он запишет в тетрадку заявку, придет и все починит, кран там или что по сантехнике, или полку с карнизом прибьет. Золотые руки! И все это бесплатно. И без проволочек. И квартплату мы не платим.

- Да у вас тут просто коммунизм, - искренне сказала я.

- Ну, что, бежим в пещеру? – спросила бойкая Мария Ивановна.

- Это вы бежите, а мы с кофрами еле ползем! – подхватил оператор.

- Так оставьте их у меня, - предложила хозяйка, - И бегайте налегке. Потом заберете. Тут никто не украдет.

Мы носились с компанией жильцов по всему дому. Материала наснимали сюжета на три. По пути я задавала вопросы другим проживающим. Ни одного отрицательного отзыва.

- Вы меня только не снимайте, - попросила одна бабушка.

- Почему? – спросила я.

- У меня дети не знают, что я тут, - прошептала пожилая женщина. – Они меня бросили совсем, не появляются и даже не звонят, только ждут, когда я помру и квартиру оставлю. А я посмотрела, как тут моя подруга живет и тоже тайком от детей все оформила. Тут веселее и внимания в сто раз больше.

- В столовую – то пойдете? – робко спросила сопровождавшая нас помощница, - Вы там тоже можете пообедать. У нас есть второй выход на улицу и некоторые ходят к нам обедать. Правда, вокруг офисов почти нет.

- Пойдем! – выдохнула я, - А потом интервью с директором, хорошо?

Столовая оказалась большой и просторной. И выбор блюд вполне приемлемый. Несколько салатов, первых и вторых блюд, напитки и выпечка. И все это, судя по ценникам в меню, стоило сущие копейки. Даже в знаменитых своими низкими ценами столовых Государственной Думы и МосгорДумы было подороже.

В зале обедали несколько обитателей социального дома, некоторые приходили в домашней одежде с контейнерами. За двумя столами расположились наши доблестные милиционеры, видимо, из ближайшего отделения.

Мои ребята – оператор и водитель, на радостях от такой щедрости, набрали себе полные подносы с кучей разных блюд.

- Деточки, а вы не лопнете? – шутливо спросила я фразой из рекламы.

- Нет, - дружно ответили оба и накинулись уплетать то, что набрали.

Позже в кабинете директор Социального жилого дома рассказала нам более сжато о принципах работы учреждения.

- Да у вас тут коммунизм! – улыбнулась я в конце, когда оператор уже укладывал аппаратуру.

- Есть такое! – рассмеялась женщина, - Разбаловали мы наших дорогих стариков. Недавно выяснилось, что у аптеки, которая расположена в нашем доме, на некоторые препараты нет разрешения на торговлю. А городская, где все это есть, расположена рядом, в пяти минутах ходьбы. Но наши активисты собрались писать мэру петицию, чтобы дали разрешение и прекратили «это безобразие».

- Да уж! – рассмеялась я, - Если у меня сын окажется эгоистом и бросит меня на старости лет, тоже, пожалуй, попрошусь жить к вам.

- Сейчас это уже не так просто, - ответила директор, - В первые годы после открытия мы многих уговаривали переехать сюда. Это, конечно, понятно, пожилые люди всего боятся и не хотят покидать родные гнездышки. Но сейчас у нас уже выстроилась целая очередь из желающих.

Продолжение тут. Ваши лайки и комментарии помогают каналу развиваться.

Навигатор по каналу «КУЛЁК» ссылки тут.

Вы не пропустите новое, если подпишетесь на мой канал. До встречи!

Кого интересует, с чего все началось, читайте мои рассказы из цикла "Записки театрального ребенка" тут. Там же можно глянуть забавные видеоролики про котиков, начало здесь.

Для более серьезного и несерьезного чтива цикл рассказов "Обезьянообразные" тут.