5 ноября в свет вышел новый альбом ABBA "Voyage"(Вояж), который уже стал глобальным событием мировой музыки и хитом продаж. Пока многие фаны наслаждаются чистыми звуками песен вечно молодой четверки, бывший редактор Omnibus Press Крис Чарльзуорт, когда-то заказал Карлу Магнусу Пальму книгу «Яркие огни, темные тени - настоящая история ABBA», сделавшую Пальма знаменитым биографом АBBA и просто знаменитым писателем сам опубликовал обзор альбома "Вояж" в своем блоге. Это короткий, но подробный разбор каждой песни, содержащий много интересных фактов. Он показался мне крайне интересным и я решил его перевести на русский. Прошу ознакомиться ниже. Но перед этим не могу не поделиться одним забавным воспоминанием:
В 1990 году я впервые пересек границу нашей Родины в западном направлении. Это был фантастический поход с рюкзаком "Ермак" за спиной по Финляндии, Швеции и Дании, наполненный всевозможными приключениями. Их было так много, что я даже забыл про АББА - не сходил на работавшую тогда студию Polar, не купил за бесценок их пластинок. Но именно тогда, летом 1990, когда я уже покидал Стокгольм на борту белоснежного лайнера Silja Line, я услышал и полюбил модный тогда хит в исполнении Desireless - "Voyage, Voyage". Так что слово Voyage у меня уже давно ассоциируется со Швецией.
"Долгие ожидания неизменно повышают ожидания, будь то традиционное опоздание на сцену The Rolling Stones или задержка между первым и вторым альбомами The Stone Roses. The Stones обычно компенсируют свое опоздание, по крайней мере, к концу выступления, но второй альбом Roses был небольшим разочарованием, плюс-минус парочка треков. В случае с ABBA ожидание длилось гораздо дольше, а именно прошло 39 лет между выпуском «The Day Before You Came», их последней записи в 1982 году, и «I Still Have Faith In You», тизером из Voyage, их нового многообещающего альбома, выпущенного 5 ноября.
Ранние обзоры на альбом были неоднозначными и немного отрывочными, что наводит меня на мысль, что они были написаны на скорую руку, так как лихорадочное ожидание спровоцировало стремление наверстать упущенное. Тем не менее, чувство ожидания, связанное с Voyage ABBA, вызвало маркетинговую кампанию, с особой тщательностью организованную Universal Music, которая, без сомнения, проинструктировала все свои производственные предприятия производить компакт-диски ABBA без остановки. Ведь осталось всего шесть недель до Рождества.
Помимо производства Voyage, они, вероятно, выпустили еще один или два миллиона экземпляров ABBA Gold, который уже был продан бесчисленным количеством копий и является жемчужиной в короне ABBA, одним из величайших альбомов их супер хитов, демонстрирующего все сильные стороны ABBA - от любимой ''Dancing Queen » до «океана горя» -«The Winner Takes It All». Рискну поспорить, что универсальные чары Gold подняли планку настолько высоко, что многие поклонники, особенно новички, будут ожидать, что Voyage будет обладать аналогичными достоинствами. Некоторые, вероятно, не видели причин углубляться в каталог ABBA, и в этом отношении эти бесчисленные продажи могут быть отравленной чашей: действительно ли Voyage так же хорош, как Gold?
Что ж, это не так, и ни один здравомыслящий человек этого не ожидал. Voyage - не безоговорочный триумф, но в то же время он хорошо держится против любого из восьми пластинок, записанных ABBA в период с 1972 по 1981 год. Как и все эти альбомы, это микс из всего 10 треков, не столь щедрый в эпоху компакт-дисков - несколько превосходных песен, несколько посредственных и одна из разряда «барахло».
Альбом создан со всей тщательностью, которую можно ожидать от опытных мастеров студии, таких как Бенни Андерсон и Бьёрн Ульвеус, а небесный хор Агнеты Фельтског и Анни-Фрид Люнгстад за прошедшие годы не утратил своего очарования. Агнета звучит так же, Фрида чуть ниже. Лирика Бьёрна иногда немного странная, как всегда, и есть множество зацепок рядом с тремя дерзкими цитатами из их прошлого, хотя вы должны внимательно слушать, чтобы их уловить. Возможно, что еще более важно, ABBA как группа не сделала абсолютно ничего для обновления своего звука или стиля, в результате чего Voyage можно было записать в любое время во время их расцвета. Итак, путешествие могло длиться долго, но далеко не зашло.
Альбом открывается прекрасной балладой I Still Have Faith In You, выпущенной в начале сентября в качестве «завлекалочки». Фрида ведет песню, которая великолепно мелодична, звонка и остра, поскольку тексты, кажется, связаны с самой группой, с «воспоминаниями, которые мы разделяем'', а когда присоединяется Агнета, появляется тот безошибочный звук ABBA, пышный хоровой звук, который только они могут производить. Длящийся чуть более пяти минут, он набирает обороты, взлетая в смесь наложенного куплета и припева, который в конечном итоге исчезает, оставляя Фриду в покое, чтобы вернуть его туда, где он начался. Это лучшее, что есть в ABBA.
Настроение "When You Danced With Me" резко изменилось, и его кельтский колорит резко контрастирует с обычным арсеналом Abba, состоящим из энергичной поп-музыки, диско-тренировок и печальных, меланхоличных баллад. Тем не менее, это весело, даже если девочки оплакивают потерю возлюбленного из детства.
Пока все хорошо, но третий трек «Little Things» - это то, для чего была изобретена функция быстрой перемотки вперед, по крайней мере, на моем устройстве. Это рождественская песня, в высшей степени трогательная, и в последнем куплете к Фриде присоединяется детский хор, как в «I Have A Dream», и это все похоже на мучительно сахаристую патоку. Я очень надеюсь, что они не выпустят эту песню как сингл, иначе она станет хитом Рождества в этом году.
Ну вот мы добрались до песни «Don’t Shut Me Down» и стало легче. Ее смысл заключается в первой строке: «Некоторое время назад я слышал детский смех». Вторая из двух песен, анонсированных перед выпуском альбома, и первая песня, представленная солирующей Агнетой, может быть характеризована как запоминающаяся, веселая и танцевальная, хотя хрупкое сердце бедной девушки снова разбито. Однако в настоящее время она может справиться - «Я не та, которую вы знали», - за что мы все можем быть ей благодарны. Это поп-АББА в стиле 'Knowing Me, Knowing You', 'Mamma Mia' и 'Take A Chance On Me', в комплекте со звонким пианино Бенни и скользящим глиссандо в стиле 'Dancing Queen' и причудливыми текстами Бьёрна, рифмующего «разочарование» с «трансформацией»(‘frustration’ с ‘transformation). ’Это компенсирует "Little Things", но вынужден признать, что чем больше я ее слушаю, тем теплее к ней отношусь.
"Just A Notion", которая следует далее, начинается с фортепианного фрагмента в стиле буги-вуги а-ля Mac Rebennack, но вскоре переходит в перетасовку с намеками на немецкий шлагер, одну из ранних позиций ABBA по умолчанию, но, честно говоря, эта песня выиграла бы любое «Евровидение» в любое время за последние 30 лет. Она также берет за душу, особенно когда Бенну звенит клавишами, как Steve Naïve в «‘Oliver’s Army», а на заднем плане, особенно ближе к концу, девушки мурлыкают «А-ха-ха», чуть ниже, чем в аналогичном вокальном трюке в «Angeleyes». Это первая из трех ностальгических цитат, о которых я упоминал выше. Неудивительно, что это третий трек, выпущенный как сингл. (С тех пор, как я написал это, я узнал, что «Just A Notion» был записан в 1978 году, но не был выпущен, что говорит о том, что девичья «А-ха-ха» были вокальной идеей, возникшей до записи «Angeleyes», а не после ).
Ни один альбом ABBA не был бы полным без драматической баллады в исполнении Агнеты, и в Voyage у нас есть «I Can Be That Woman», еще одна медитация на неудачные отношения, больше в стиле шоу-мелодий, которые были сильной стороной Фриды в прошлом. Как ни странно, сюрприз здесь заключается в том, что ее муж, кажется, предпочитает компанию семейной собаки ей самой - дилемма, которую мог придумать только причудливый автор текстов, такой как Бьёрн. В том же духе и 'Keep An Eye On Dan', снова спетая Агнетой, которая на этот раз, кажется, сожалеет о разлуке со своим мужчиной, более ритмичная, чем предыдущий трек, с искрящимся припевом, и по мере того, как песня исчезает, Бенни вводит фигуру клавиатуры, которая открывает «SOS», приятное прикосновение.
«Bumblebee» -это богато-мелодичный, но довольно расплывчатый комментарий об изменении климата, открывается несколькими тактами, которые, несомненно, намеренно напоминают вступительные такты «Fernando». Фрида напевает о красоте своего сада, называя несколько цветов по имени и оплакивая тот день, когда пчелы больше не будут приходить. Это довольно мило, хотя и немного неуклюже в лирике.
Предпоследний трек «No Doubt About It» открывается бодрым банджо и представляет собой абсолютный хит из поп-стиля ABBA, быстрый и запоминающийся, сочетающий в себе лучшее из их прошлого. Хотя есть изящные вариации, повторяющаяся мелодия и темп немного напомнили мне «Scorpio Rising», песню 10,000 Maniacs из The Wishing Chair, но от этого не хуже. Мне нравится, как у Фриды пропадает голосовая поддержка, чтобы взять одну или две мелодические строчки, прежде чем обе девушки подпрыгивают в свежем, полномасштабном припеве. Еще одна порция ABBA в лучшем виде.
Наконец, у нас есть грандиозная, величавая «Ode To Freedom’», которая, как я где-то читал, основана на вальсе из «Лебединого озера» Чайковского. Единственный фрагмент «Лебединого озера, который я знаю», - это запоминающаяся восходящая музыкальная фраза, которую я сам сыграл много лет назад в группе, инструментальный отрывок, который The Cougars преобразовали в 'Saturday Night At The Duck Pond', но взгляд АББЫ на творчество выдающегося русского композитора - это гораздо более благоговейный и красиво спетый гимн, слегка подпорченный неубедительной лирикой. Тем не менее, хоровая панорама чистая и, я уверен, проникновенная, и она подводит альбом к достойно запоминающемуся завершению.
Так же хорошо, как ABBA Gold? Не совсем, но по крайней мере четыре трека попали бы на этот диск, а большая часть остальных - на More Gold."
Ситуация с продажей альбома в России, как минимум на Яндекс Маркете, характеризуется вот этой ссылкой.
Свои мнения об альбоме Вояж, АББА и так далее прошу выражать в комментариях, они приветствуются.
А здесь можно прочитать мое интервью с Карлом Магнусом Пальмом, сделанное два года назад, в конце октября 2019, в Стокгольме.