Найти в Дзене
Высота

«Скрипка и немножко нервно». Образ Анны Карениной в программе Евгении Медведевой на ОИ-2018

Фотографии из открытых источников
Фотографии из открытых источников

...Повидаться нельзя нам.

Разве только случайно.

Разве только в театре.

Разве только в концерте.

Да и то бессловесно.

Да и то беспоклонно.

Но зато – осиянным

И брильянтовым взором обменяться успеем…

– как и словом в конверте…

                       Игорь Северянин

Увертюра Дарио Марианелли сразу вводит нас в атмосферу девятнадцатого века, в гущу сменяющегося калейдоскопа событий в жизни светского общества Санкт-Петербурга, где одинаково невозможно избежать скуки, беды и особого внимания к вечному току любовных страстей.

Дьявольскую суть этой неизбежности с самого начала увертюры подчёркивает повторяющаяся многоголосая настойчиво-звонкая, составленная из полнозвучных аккордов, тема. Она поочередно представляет нам отдельные группы влияния того самого Света, в котором вынуждена обитать наша героиня.

В водовороте развлечений
В водовороте развлечений

Вам трудно будет поверить в это, но название стихотворения Владимира Маяковского вынесено в заглавие публикации не случайно. В нём вы найдёте ключ к пониманию взаимоотношений героини и среды, в которой она жила и любила. Ссылку на его текст также найдете под публикацией.

В начале программы Женя предстаёт перед нами молодой леди кружащийся в танце или плывущей по течению под отдельные подчеркнуто-игривые трели начала увертюры. Светские развлечения, радости и мимолётные восторги оформленные каскадом и прыжком (полный набор технических элементов в конце публикации). Ритм и скорость её жизни полностью подчинены внешним обстоятельствам.

Композитор намеренно закрепил за персонажами драмы отдельные инструменты и даже музыкальные фразы. Но при этом ими поочередно исполняется одна и та же музыкальная тема, хотя это не лишает их индивидуальности. В их игре, продиктованные к исполнению условности, некоторое подобие морали, добавляющие грубость в звучание Басовой Трубы, чопорность Кларнету, истерическую высоту звучания Трубе и скрываемое сочувствие тихой Флейте.

Балы и их эмоции
Балы и их эмоции

Эта перекличка проходит красной нитью через всю увертюру. Почти сразу вступает звонкоголосая Труба, стремящаяся в любой ситуации привлечь внимание к своей персоне, в заметном контрасте с ней Скрипка, робко заявляющая о праве на чувство, о своей личной мелодической линии, но уже Кларнет и Баян поочередно вторят трубе, загоняя её в рамки. Как вы уже поняли Скрипка исполняет уникальную партию любви Анны в чуждом для неё оркестре.

Она делает попытку рассказать об испытываемой нежности, но Флейта, казалось уже проникшаяся сочувствием, следует установленным законам, продолжает ту же музыкальную тему. Даже когда Скрипка будет страдать безнадёжностью, эта тема останется неизменной, лишь в музыке появятся басы осуждения Большой Трубы оркестра.

Все вместе они исполняют один набор аккордов развращенного Эго Высшего Света, мрак костности и пустоту легкомыслия. Это же мы слышим в словах княгини Бетси: «Поднятые воротники будут бить вас холодом». (мужчины петербургского света носили рубашки с высокими накрахмален­ными воротниками)

Два лица одного образа
Два лица одного образа

Преобладание минорной тональности ещё одна отличительная черта музыкальных фрагментов выбранных постановщиком Даниилом Глейхенгаузом и Евгенией. Это и даёт сразу понять увертюра. Интересно сделано музыкальное оформление фильма «Анна Каренина» 2012 года, с Кирой Найтли в главной роли. Музыка, её отдельные части, создавали эффект присутствия тех, кого даже не было в кадре – ассоциативная память.

Вторым музыкальным отрезком произвольной программы Жени была «Dance With Me» Дарио Марианелли (Потанцуй со мной). Уже здесь появляются сольные и переплетающиеся партии виолончели и скрипки, являющейся традиционным символом романтической тоски.

Женя в заявленном образе ещё наслаждается жизнью, показано имитацией танца с кавалером, но в музыку уже прорываются шумы вызывающие беспокойство и тревогу. Меняются движения Жени. Место восторженности, выдавливаемой капля за каплей, занимает постепенно отравляющая апатия. Чувственные руки по прежнему рассекают воздух, но в них уже нет искрящейся гармонии счастья.

Пробуждение чувственности
Пробуждение чувственности

Скрипка исполняет любовь в её сюжетной динамике, от восторга до глубокой печали, а виолончель подхватывает в момент душевных терзаний, чтобы передать плач героини. Вместе они играют музыку разверзающейся перед ней пропасти. Уже в танце Анны и Вронского предсказан печальный итог их отношений. Он в тихом назойливом бое ударных инструментов, напоминающих о правилах негласного устава, не прописанного на бумаге, но жестоко карающего. Как где-то били тела ботагами, так сановный Свет истязал оступившиеся души. И всё это плата за три такта вальса – выразительного танца любви и греха.

Праздничная атмосфера бала тех времён не отменяла заведённый порядок. Первым звучал полонез, затем следовал вальс и три-четыре французские кад­ри­ли, закрывала бал или отправляла на перерыв мазурка. Как и в правилах ISU, здесь были свои регламенты, определявшие многое, вплоть до дозволительного настроения и обязательных тем для бесед.

Эротичным считался вальс, ведь в нём кавалер мог придерживать даму за талию. Чопорной, подчинённой этикету слыла кадриль, во время которой могли обсуждаться повседневные новости и сплетни. Мазурка, как презентация в фигурном катании, должна была показать мужественность одних и грациозность других. Допустимым было упасть на руки кавалеру, что символизировало сдачу сердца под героическим напором партнёра.

Страсть
Страсть

Предопределенность – главный лейтмотив всей музыки фильма. Она сразу рисует развитие сюжетной линии: нелюбимый муж, встреча с Вронским на вокзале, вспыхнувшее чувство и тлеющий огонёк страсти и влечения, муки совести, пытающиеся задуть это маленькое, поначалу, пламя.

Новые встречи, взгляды, вытягивающая душу из тела отдаленность, барьер удерживаемый чистотой и моралью. Скрипка надрывно и нежно выводит партию любви героини великого романа, которая в результате теряет ребёнка, не получая взамен даже привязанности Вронского.

Об этом в «I Understood Something» композитора Дарио Марианелли (Понимание). В этой музыке схожесть тематических зарисовок Высшего Света, звук становится более очищенным от эмоционального звучания, лишается индивидуальных нюансов и сохраняет методично повторяющиеся такты в исполнении разных инструментов.

Влечение
Влечение

С гудком паравоза мы понимаем, что ничего изменить уже нельзя, темп музыки и катания Жени замедляется, воздух как бы набирает плотности. Большие усилия для скольжения, исполнение прыжков на технике, а не на силе, так как она лишена поддерживающей её скорости. Каскады и отдельные прыжки второй половины проката выражают уже не восторг, а внутренние взрывы, шоковую реакцию души, смятение. Сотрясения, ранящие и болезненные, подчёркиваются движениями плеч, жестами рук и мимикой фигуристки.

Завершает«Too Late» Дарио Марианелли (Слишком поздно). Обречённость и развязка трагедии с плачем виолончели и пронзительной скрипкой поющей о приговоренной любви.

Мольба
Мольба

Женя выполняет невероятно осложненные вращения, в которых непозволительно набирать скорость, чтобы не создавать дисгармонию с музыкой, а ведь их обязательное количество строго регламентируется. Достанет ли энергии. Но они выполнены в полном объёме, с точным попаданием в музыку и шумовую вставку, приводящих в оцепенение звуков колес надвигающегося поезда. Ещё несколько движений в раскачку, показывающих теряющую контроль над собой женщину, и Женя отгораживается финальным жестом руки от готовой смять её страшной силы.

Порыв
Порыв

И снова я привожу строки Константина Бальмо́нта точно передающие нерв истории, служащие реквиемом для разыгравшейся драмы:

Среди толпы, среди огней 

Любовь росла и возрастала, 

И скрипка, точно слившись с ней, 

Дрожала, пела, и рыдала.

Также, в конце своего чувственного проката, слёзы и дрожь сотрясали талантливейшую фигуристку, сотворившую пронзительную по духовной наполненности и совершенную по передаче художественного образа программу. Женя в интервью призналась в том, что «растворилась в этой музыке».

Слёзы
Слёзы

ПП:

https://m.youtube.com/watch?v=q8kl0YwAWQo

Стихотворение В. Маяковского:

https://ilibrary.ru/text/1246/p.1/index.html

Женя исполнила такой прыжковый набор:

3F+3T

3Lz

3F

3Lo

2A+2T+2T

3S+3T

2A

Базовая оценка технических элементов – 62.33;

За технику – 79.18;

За компоненты – 77.47;

ПП оценена – 156.65;

Итоговая сумма – 238.26.