Иногда несколько штрихов в портрете героя могут сказать читателям о многом. Например, его одежда. Сейчас значительная часть деталей старого быта уже забылись, поэтому их часто не замечают. Давайте присмотримся к гардеробу Раскольникова. В нем тоже есть примечательные вещи.
Автор много раз подчеркивал, что одет Раскольников был очень бедно. Его одежду не раз называли лохмотьями, а одна купчиха даже приняла его за нищего и дала двугривенный. «Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу». Дополняла образ шляпа – «высокая, круглая, циммермановская, но вся уже изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах, без полей и самым безобразнейшим углом заломившаяся на сторону». Также Раскольников носил «широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто», которое ему явно велико, зато позволяет легко спрятать топор.
Разумихин, ужаснувшись убогому наряду Раскольникова, и пока тот был болен, купил ему обновок и с гордостью оглашает цены. За головной убор «восемь гривен! Да и то потому, что поношенный <…> Предупреждаю – штанами горжусь! – и он расправил перед Раскольниковым серые, из лёгкой летней шерстяной материи панталоны, – ни дырочки, ни пятнышка, а между тем весьма сносные, хотя и поношенные, таковая же и жилетка, одноцвет, как мода требует <…> Ну-с, приступим теперь к сапогам – каковы? Ведь видно, что поношенные, а ведь месяца на два удовлетворят, потому что заграничная работа и товар заграничный: секретарь английского посольства прошлую неделю на Толкучем спустил; всего шесть дней и носил, да деньги очень понадобились. Цена один рубль пятьдесят копеек». А вот пальто Раскольникова оказалось весьма неплохим и «даже имеет в себе вид особенного благородства: что значит у Шармера-то заказывать». Казалось бы, ничего не значащие детали, но не для современников Достоевского.
Во времена Раскольникова барахолка – самое популярное среди бедноты место «шоппинга». А когда людям срочно нужны были деньги, довольно часто они начинали распродавать личные вещи, в том числе одежду. Тогда она стоила дороже и была ходовым товаром. Иногда надоевшие вещи «благородий» перекочевывали с барского плеча к бедным родственникам и слугам, а затем оказывались на толкучках, иногда их продавали сами хозяева, которым срочно нужны были деньги. Вероятно, на толкучке Раскольников и приобрел себе пальто. Шармер – известный в то время петербургский портной – упоминается и у других авторов, например, в «Петербургских трущобах» В. В. Крестовского. Ставшего успешным шулера «можете встретить в отличном экипаже, на отличных рысаках, в костюме, вышедшем из мастерской Жорже или Шармера, с полновесным бумажником в кармане». Заказывал у него в молодости одежду и Л. Н. Толстой. Однако на момент совершения преступления в городе стояла жара, и пальто было бы слишком теплым для такой погоды. По-хорошему он мог бы ограничиться летним костюмом, но у него, увы, его не было, вот и ходил бедняга в том, что имел. Циммерман был известным шляпником, и, скорее всего, шляпа тоже куплена на толкучке. В то время шляпы были популярны среди учащейся молодежи, но чаще с широкими полями. Из текста непонятно, не было у шляпы полей изначально (то есть она была заведомо немолодежной), или они были утрачены от старости. На новую у Раскольникова денег все равно бы не нашлось. К тому же в 19 веке для многих мужчин выйти на улицу без головного убора считалось почти таким же неприличным, как забыть брюки. Что-то красовалось на голове у каждого. Хоть шляпа, хоть картуз, хоть форменная фуражка, вот Раскольников и надевал, что было. Поэтому взамен старой шляпы Раскольникову купили картуз. Новый гардероб Раскольникова был намного лучше. Разумихин проделал хорошую работу.
#литература #мода #книга #одежда #стиль #история