К третьей группе относятся работы, исследующие возможности искусства в развитии качеств личности: ценностных ориентации (Л.М.Мосолова, И.А.Скворцова и др.); эстетических ориентаций (М.А.Верб, Г.А.Петрова и др.); художественной культуры (А.П. Валицкая, Н.И.Киященко, J1.M. Мосолова, Б.М.Неменский и др.).
Анализ научных работ показал, что исследования в области художественной культуры и педагогики представляют собой разные подходы, почти не связанные между собой. Исследования в области теории и истории художественной культуры мало учитываются в педагогической теории и практике. Например, исследования современных культурологов: М.М. Бахтина, А.И. Кравченко, Н.Б. Крыловой, Д.С. Лихачева, А.А. Мелик-Пашаева, Л.М. Предтеченской, А.А. Радугина, В.М. Розина, Н.Ю. Щербакова и др. - пока что не нашли должного осмысления и отражения в педагогической литературе.
Причинами противоречий между относительно высокой информированностью студентов и недостаточным уровнем их эстетической культуры являются недостатки общего образования на этапе школьной подготовки, невнимание к проблемам формировании технологии культуры. Акценты при организации учебно-воспитательного процесса в школе поставлены на овладение наукой, а не искусством. Благодаря пробелам, возникшим у студентов еще в период обучения в школе они не в состоянии разобраться в вопросах формирования своих эстетических потребностей, интересов, оценок, вкусов, и, следовательно, беззащитны перед лавиной поделок китча, массовой культуры, которые обрушиваются на них со всех сторон.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, а так же результатов эксперимента в педагогических колледжах были выявлены противоречия, с одной стороны, между возросшими требованиями общества к личности педагога, обладающего высоко развитой эстетической культурой, а с другой - недостаточной теоретической и практической разработанностью процесса воспитания эстетической культуры в рамках подготовки специалиста в педагогическом колледже, отсутствием педагогической технологии, направленной на воспитание эстетически развитой личности студента колледжа, способного к самообразованию.
Возникшее противоречие обусловлено несоответствием между:
- потребностью общества в творчески деятельных, эстетически развитых педагогах и реальным уровнем их подготовки в педагогических колледжах;
- относительно высоким уровнем специальной профессиональной подготовки студентов и низким уровнем их эстетической культуры;
- необходимостью повышения уровня воспитания эстетической культуры и отсутствием педагогической технологии, позволяющей решить данную проблему; возможностями отечественной и зарубежной художественной культуры, ориентирующей студентов на освоение ценностей, и недостаточным использованием достижений культуры в эстетико-воспитательной работе, отсутствием культурной среды, способствующей жизнетворчеству учащейся молодежи.