Для меня было настоящим открытием и потрясением, что в так называемые нерабочие дни состоялись настоящие массовые мероприятия – ледовое шоу «Анна Каренина» в ДС Лужники. Видимо, теперь подобное событие считается театром. Что ж, тогда и спрос с него как с театра, раз уж «Каренина» заявлена как драматический спектакль на льду. Думаю, будь все открыто, я бы на АК не пошла, но в текущей ситуации почему бы нет, тем более, что сертификат вакцинации у меня есть, маску я честно ношу и на спектакле не снимаю. Определенно, я не пожалела, ибо ледовая АК из всех виденных мною шоу такого жанра с отрывом от преследователей идет на втором месте после «Аленького цветочка» Татьяны Навки. Театр, в целом, получился, и по качеству постановки этот спектакль серьезно превосходит все, что я видела у Ильи Авербуха раньше.
Тот факт, что к ледовой АК приложил руку композитор Роман Игнатьев, ощущается довольно отчетливо, и некоторые мотивы, что считываются в «Анне Карениной» театра Оперетты, есть и на льду. Так, Анна Каренина в этой постановке не ведущая, но ведомая женщина, что отражено в хореографии и общей подаче этой роли. Например, в первом танце Анны и Вронского на балу одна из поддержек – буквально удержание Анны, лишение ее свободы и воли, чем отмечены все происходящие в дальнейшем события. Трагедия Анны Карениной – не столько трагедия конкретной женщины, сколько размышление о том, какую власть над женщинами вообще могут иметь мужчины, причем, власть разного свойства, будто две стороны одной медали - власть Вронского и власть Каренина. Важно, что в обоих случаях Анна позволяет такой власти случиться, и дело здесь не столько в ее чувствах, в которые не очень верится, сколько в ее выученной слабости, неготовности к собственным решениям и отсутствии хотя бы минимальной самостоятельности. Пусть она женщина высшего общества - это лишь умение четко следовать законам, то есть подчиняться.
Настоящий злой рок для этой Анны, как и в Оперетте, никакой не Истопник, а Вронский, увлекающий женщину, губящий ее самой теорией возможности любви. Ледовая АК оставляет ощущение жуткой несправедливости по отношению к Анне как мужа, так и любовника, едва ли существенно отличающихся друг от друга. Даже какие-то движения типа поглаживания по лицу у них одинаковы, как и суть отношения к Анне – игрушка, вещь, и не более того. Может, обоим кажется, что они несут спасение, а на деле губят, и этому подтверждением многочисленные сцены, когда героиню ее два Алексея тянут в разные стороны, игнорируя то, что ей нужно и что чувствует она сама. Это не поддержка, а ее имитация и каприз.
Противоположностью неправильных отношений Карениной с ее мужчинами выступают аж две пары – и Кити с Левиным, и Облонские. В первом случае это не просто образец счастливой любви в противовес трагической. Важно, что на Кити тоже влияет Вронский, и ей причиняет боль нелюбовь, в отличие от гибели Анны от любви, но это последний для нее эпизод, когда за нее что-то решает мужчина. В своей паре Кити ошибается и поступает правильно, принимает решение самостоятельно, а в отношениях с Левиным есть взаимное уважение – то, чего нет у Анны. Примерно то же можно сказать об Облонских – эта пара, несмотря на эксцентричность, также уважает друг друга, не унижает, не игнорирует. Учитывая, что именно это отличает счастливые отношения, можно сделать вывод, что секрет любви, если он есть, во взаимном уважении и чувстве собственного достоинства, что должно быть присуще обоим влюбленным.
Если темы Карениной и ее мужчин, Кити – Левина и Облонских вполне прилично раскрыты, то некий Истопник (родственник Распорядителя из спектакля МГАТО – не иначе) – это просто «не пришей кобыле хвост». Зачем он нужен в АК, совершенно не ясно, а его роль во всей истории никак не считывается. В качестве злого рока, судьбы Истопник плох – он слишком для этого простой и грубый. В качестве персонажа-человека он вызывает недоумение – в чем его роль? Возможно, это тянется из романа – не читала, не могу себя заставить читать русскую классику после окончания школы – но здесь выглядит лишним. Хуже – как специально написанная роль для конкретного фигуриста.
В оформлении спектакля ощущается присутствие поезда везде и всегда будто зловещего предчувствия, что находит отражение почти в любой движущейся декорации. Кстати, декораций и реквизита в АК немного, что позволяет, наконец, сосредоточиться именно на спектакле, на истории и актерах-фигуристах. Нет здесь и песен, которые бы объяснили сюжет, но в кои-то-веки он достаточно качественно передан хореографией и языком тела. Единственное, что смущает – наличие пустого трюкачества и воздушных акробатов: не люблю, считаю, что на льду им не место.
Самым большим моим приятным удивлением была Оксана Домнина в роли Анны Карениной – я и не подозревала, что она настолько умеет перевоплощаться, что у нее есть настоящий актерский талант. Первое появление на балу ее героини – событие, как и она сама: гордая, уверенная в себе и своей неотразимости, с чувством собственного достоинства, недоступная, идеальная. Каково же ее невероятное перевоплощение: нет, важно не то, как Оксана играет любовь, но как играет падение. Слепая в своей мании, ведомая, слабая, растрепанная и растерянная. Какая она перед последней сценой – почти безумная, отчаявшаяся, потерянная, одинокая. Дело здесь не в хорео, а в том, что такое перевоплощение сыграно, и очень здорово, чего трудно ожидать от непрофессиональной актрисы. Оксана Домнина в этой роли – настоящая находка и бриллиант.
Из двух Алексеев – Вронского-Костомарова и Каренина-Шабалина – я точно выбираю второго. В нем, как ни странно, было меньше отстраненности, и было то пресловутое чувство собственного достоинства и – парадокс – великодушие. Чем здесь лучше Вронский – не слишком понятно.
Главный «перец» АК – Евгения Медведева – восхитительна, и можно лишь грустно вздыхать, что она здесь, а не на этапе Гран-при. Она очень музыкальна и органична в роли своей Кити, хотя местами переигрывает, ведет себя слишком театрально с плохой точки зрения, но ведь фигуристка актрисой и не является. В целом же, это идеальное попадание, и в паре с Александром Энбертом Женя невероятно хороша.
Я думаю, эта АК пришлась мне настолько по душе, потому что оказалась настоящим спектаклем. Отсутствие слов пошло ей не пользу – это вызов режиссеру, который, в целом, справился с задачей. В этой АК есть мысль и подача, которые можно считать и как-то трактовать и без прочтения художественного текста. А еще в спектакле есть невероятная главная героиня – Оксане Домниной стоило бы устроить стоячую овацию, настолько она в своей роли убедительна. В общем, при возможности посмотреть этот спектакль, стоит это сделать.