Найти в Дзене
Открытая семинария

Первый Тульский Левша был царем Мексики

Тула. Мексика
Тула. Мексика

Много есть странных, неожиданных совпадений - и об одном из них я хотел бы сегодня поразмышлять с вами. Вот, начал я несколько дней назад "левый" цикл - после того, как обнаружил, к своему полному удивлению, что моя левая рука не просто умеет писать, но пишет очень красивым, на мой взгляд, почерком - уж не сравнить с почерком моей правой руки, которой я писал прежде всю жизнь. Так вот, пишу я теперь по несколько строчек в день - свой журнал и псалмы - пишу левой рукой, и странные мысли приходят.

Это, знаете, примерно так работает "машинное обучение" искусственного разума - машина учится связывать между собой казалось бы несвязуемые, разные понятия, и обнаруживает интересные закономерности и связи. Я, конечно, не машина, но вот какая цепочка ассоциаций у меня возникла, когда я стал писать "одной левой". Во-первых, я обнаружил, что я - левша. По крайней мере в сфере письма, мелкой моторики. Во-вторых, продолжив самые известные ассоциации с левшой, мы неизбежно приходим к тульскому Левше, которого я тоже поминал в предыдущих публикациях. Мне это было особенно легко сделать, поскольку я тоже туляк.

Пирамида в Туле
Пирамида в Туле

А вот уже следующая ассоциация - куда более странная и неожиданная. Мне, как историку и религоведу, вспомнился первоначальный образ тульского левши, или левши из Тулы. Вас, наверное, удивит, но образ этот восходит не к рассказу Лескова, а к исчезнувшей древней панамериканской цивилизации с центром в городе Тула (на территории современной Мексики).

Тула, также называемая иногда Толланом, это древняя столица тольтеков примерно с 850 по 1150 год нашей эры. Археологические находки близ современной Тулы показывают, что первоначальная территория высокогорнего города занимала не менее 3 квадратных миль (около 8 квадратных километров) и что в городе, вероятно, проживали десятки тысяч человек. Главный общественный центр представляет собой большую площадь, ограниченную с одной стороны пятиступенчатой храмовой пирамидой, которая была посвящена Кецалькоатлю - леворукому правителю, которого позднейшая традиция обожествила.

Кецалькоатль - каким его обычно изображают
Кецалькоатль - каким его обычно изображают

Так вот, этот Кецалькоатль - которого, согласно легенде, жители Тулы пригласили царствовать - был левшой. Фактически имя и означает "Тульский левша" - Кецалько (леворукий) тль (из Тулы). Как вы думаете, знал об этом Лесков? Думаю, не знал. А вы теперь знаете. Кстати, есть еще один вариант перевода этого слова: "красивая пернатая змея". Древние языки иногда позволяют себе такое. Но это было скорее прозвище царя - как "Чингачгук - большой змей".

Вообще, очень странная это была цивилизация, и еще более странным оказывается ее внезапное исчезновение. Но цивилизация эта явно связана и с египетской, и с европейской. Тульская архитектура (имеется ввиду Мексика) включает в себя пирамиду и храмовые комплексы, которые перекликаются с известными европейскими храмовыми сооружениями.

Пирамида Кецалькоатля
Пирамида Кецалькоатля

В качестве небольшой детали - обратите внимание на каменные демонические существа - Горгульи, которыми украшена пирамида в Туле. Все стороны террас были покрыты скульптурными изображениями животных семейства кошачьих и псовых, хищных птиц страшного вида. Позднее (или в то же время?) такие же Горгульи поселятся чуть ли не на каждом европейском соборе.

В целом, искусство и архитектура Тулы очень похожи на Теночтитлан, столицу ацтеков, а художественные темы указывают на близкое сходство в религиозной идеологии и поведении. Фактически, многие ученые считают, что представление ацтеков о себе как о воинах-жрецах бога солнца было напрямую заимствовано у жителей Тулы.

Горгульи Нотр Дама
Горгульи Нотр Дама

Туляки были народом, говорящим на науатле, и их имя имеет много значений, таких как «горожанин», «культурный» человек. Согласно легенде, Тула пришла к своему процветанию и сделалась столицей мира после того, как царем стал леворукий Кецалькоатль. Которого в позднейших легендах называли мудрым, или красивым "змеем". Странное название для леворукого - ведь у змей нет рук.

У меня в "Римском лабиринте" много говорится о культе извивающегося змея, который нашел художественное и архитектурное воплощение в сакральных лабиринтах. Хождение в Лабиринт, достижение его центра и выход из Лабиринта - это была одна из самых древних религиозных церемоний по всему миру. Те, кто читал мой Римский лабиринт наверняка помнят интересные "лекции" нашего героя - профессора Адриана Фера, который является специалистом в лабиринтах. Ему самому, как и другой героине этого романа, Анне, пришлось пройти через смертельный лабиринт. И выйти из него другим человеком.

-6

Интересно, что хотя змей в общем является языческим символом и представляет собой (по крайней мере в христианстве) символ сатаны, Иисус Христос тоже сравнивает Себя со змеем. Мы говорили в одной из публикаций Открытой Семинарии о том происшествии в пустыне (Числа 19:1 — 22:1), когда Моисей воздвиг для народа посох с бронзовым змеем на нем. И все, кто смотрел с верою на змея - исцелялись. Иисус сказал:

"И как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную." Иоанна 3:14-15

Интересно, что, как указывают историки и испанские летописцы, Левша Кецалькоатль был никаким не змеем, а королем-жрецом Толлана, и что он никогда не приносил человеческих жертв, только змей, птиц и бабочек. Согласно одной легенде, соперничающее божество тольтеков по имени Тескатлипока (бог ночи) изгнало Кетцалькоатля и его последователей из Толлана около 1000 года нашей эры.

Ацтеки продолжали верования тольтеков. Они продолжали поклоняться Кецалькоатлю как богу. Ацтеки считали тольтеков почти мифически совершенным обществом. Ацтеки писали, что тольтеки «были мудрыми. Все их дела были хороши, все совершенны, все чудесны, все чудесны… очень изумительны ». Ацтеки описывали Тулу как модель идеального города-государства, где религиозная практика и жизнь человека были объединены.

-7

Выводы

Левша из Тулы, этой "столицы мира", Кецалькоатль представляет священную власть царя, а его город Тула - священное пространство. Кецалькоатль и Тула почти неразделимы в мезоамериканской культуре. Кецалькоатль - бог-король, а Тула - его священный город.

Подчеркивая, что царь был левшой, историческая легенда указывает на то, что он мыслил иначе, и потому сумел превратить Тулу в столицу мира. Интересно, что лабиринт (древний всемирный символ свернувшегося змея) имел целью изменять в какой-то степени сознание человека. Постоянные повороты налево и неправо, потеря ориентиров и направлений делают с человеком примерно то, что делают упражнения для мелкой моторики левой руки. Хождение лабиринта смещает сознание в сторону правого полушария.

Таким образом, легенда-практика древней Тулы указывает на желание жителей - даже пускай и символическое - преобразоваться умом в подобие разума их славного тульского Левши. Возможно, это был обряд, но вполне возможно, что жители Тулы оттого и сделали свою цивилизацию процветающей, что приучили свой разум работать эффективнее.

Думаю, что развитие левой руки или правого полушария - интересное и достойное занятие, которое и впрямь помогает людям мыслить шире и глубже. Но самое главное преобразование ума приходит не с лево- или праворукостью, а с взиранием Иисуса Христа, вознесенного на кресте. И если царь-левша из древней Тулы сделал так много для своего народа, то как же много более этого сделает Белый царь, который укажет людям уже не на лабиринт, а на выход из него - на Христа Иисуса, этого прекрасного "змея", вознесенного на кресте.