Почему-то считается, что путешествия с домами на колёсах исключительно европейский вариант, а у нас в стране такого и не было вовсе)
Сегодня расскажем интересные подробности о домах на колёсах времён СССР, приятного чтения!
1. РАФ-04
Первый прицеп-дача стал настоящей неожиданностью для страны. Преклонение перед Западом ещё было уголовно наказуемо, и тут же внезапная свобода передвижения, да ещё с собственной дачей на хвосте. Покупать РАФ-04 никто не собирался, но сама возможность воодушевляла.
Прицеп был экспериментальным образцом и был создан в единственном экземпляре.
Специально для прицепа была разработан новейший фаркоп. Буксироваться он мог только автомобилем «Победа» (это и стало главной причиной отказа от проекта). К тому же вес прицепа впечатлял — 950 кг.
Внутри прицепа два помещения — жилое и проходное.
В проходном располагались шкафчики для одежды, обуви, продуктов и других нужных вещей. Была возможность даже поставить газовую плитку типа “Турист”.
Жилое пространство напоминало железнодорожное купе. Кстати, цифра в названии означает количество человек, которые могли разместиться в прицепе-даче.
Столик для еды предлагалось устанавливать исключительно на улице, над ним можно было растянуть тент от дождя.
В конечном итоге, руководство завода отдало предпочтение полноценным микроавтобусам и в серию РАФ-04 так и не пошёл, а по-настоящему массовым и при этом дефицитным стал прицеп-палатка Скиф.
2. СКИФ
В рекламных брошюрах 1970-х годов (когда началось производство) их называли дачей с верандой, общей площадью 13кв.м.
Скиф, в отличие от своего предшественника, был пригоден к буксировке любым советским автомобилем — от Запорожца до Волги. Хранить Скиф можно было в гараже: он ставился вертикально на буферы заднего борта и занимал совсем немного места.
Ещё одним преимуществом стал вес Скифа — всего 230 кг (позднее указывали 260 кг), в свободное пространство можно было догрузить всякие нужности для путешествия. К слову, инструкции к автомобилям того времени позволяли буксировать прицепы массой до 300кг.
Первая заявленная цена Скифа была 800 рублей, и уже к середине 1970-х стоимость достигла 1250 рублей — а это треть цены нового Запорожца. Но спрос на передвижную дачу был стабильным.
Мобильную палатку с колёсами от мотоколяски выпускали около 20 лет. Поговаривали, что те, у кого был Скиф — мечтали о Доне.
3. ДОН
В 1978 году Горьковский авиационный завод освоил серийный выпуск лодки-прицепа Дон.
При транспортировке легковушкой такая плавдача выглядела как обычная тележка-прицеп, а после доставки на место отдыха она становилась четырёхместным домиком, который можно было установить на берегу или спустить на воду.
С подвесным мотором мощностью до 30 л.с. плавдача умела двигаться в режиме глиссирования. Мало того, носовая часть могла использоваться отдельно как быстроходная лодка для выездов на рыбалку или для буксировки любителей водных лыж.
Дон мог стать и домиком на берегу водоёма и быстроходным мини-катером — кормовая часть отстёгивалась и использовалась только носовая.
В положении “дача” это был двухкомнатный кемпер на четырёх человек, но при установке подвесного мотора лодка превращалась в плавучий домик для любителей рыбалки.
4. Прицеп-дача 375
В начале 1990-х Ростовское вертолётное производственное объединение организовало выпуск автоприцепов-дач 375. Это был полноценный трейлер, сделанный по образу иностранных аналогов. Используя опыт постройки вертолётов, его склепали из алюминиевых листов поверх металлического каркаса. Мебельные гарнитуры внутри были тоже сделаны из алюминия и вдобавок приклёпаны к стенкам кузова, чтобы во время поездки они ненароком не свалились.
Обеденная зона при желании трансформировалась в спальню, но слишком аскетичную, больше походившую на каюту в подводной лодке.
5. МАЗ-8132
Практически в одно время с дачей-375, на Минском автозаводе приступили к выпуску прицепа-дачи МАЗ-8132, лицензионной копии югославской “Адрии”. Внутри трейлера имелись 4 спальных места, туалет и даже кухонный блок с газовой плитой и мойкой. При этом и умывальник и мойку снабдили водяными насосами. Они работали на стоянках от сети с напряжением 220 вольт или в пути от 12-вольтового аккумулятора.
Ну а дальше вы и сами всё знаете )) Внутренний туризм развивается и даже автопроизводители готовы экспериментировать — появляются проекты кемперов на базе Лады Ларгус и УАЗа Патриота.
Спасибо за прочтение статьи!