Найти тему
Сретенский монастырь

БРАК И СВЯТОСТЬ

Является ли брак путем к благочестию и святости? Увидев статью с заголовком, содержащим слово «святость», можно подумать, что в статье обсуждается монастырская или церковная жизнь, посвященная Господу Иисусу Христу и служению Его Церкви.

Однако в Православной Церкви жизнь в браке понимается также как святая жизнь, поскольку брак – это Таинство (μυστήριο); и оно несет освящающую и очищающую благодать Святого Духа. Супружеская жизнь – это благодатный опыт Царства Божия, опыт, который начинается с возгласа священника в Таинстве Венчания: «Благословенно Царство Отца, и Сына, и Святого Духа».

Покойный блаженный старец Эмилиан из монастыря Симонопетра на горе Афон ярко резюмирует этот опыт Царства, говоря, что «брак, как и монашество, – это стремление к бесконечному; это не удовлетворение биологического влечения, а ориентация себя на Эсхатон. Брак – это путешествие, восхождение к совершенству рая».

Этому учению Церкви о святости браке противостоит идеология современного общества о материализме и потреблении, включая все его законодательные, экономические, социологические, философские и технологические аспекты. Современная социальная идеология брака чаще всего продвигает самоудовлетворение как путь к достижению личного счастья. Оно рассматривается обществом как «право человека», которое следует поддерживать и отстаивать. Однако Церковь проповедует, что брак – это жизнь во Христе, предполагающая жертвенное несение креста, опустошение себя для других и прощение друг друга. Здесь я предлагаю рассмотреть брак как живой христианский опыт единства и примирения во Христе, ведущий к вечной радости.

Брак как жизнь во Христе

Господь Иисус Христос говорит нам, что «где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18: 20). Когда мужчина и женщина вступают вместе в Таинство брака, Христос находится среди них. По сакраментальной благодати святого супружества семейная пара не только соединена друг с другом во Христе, но и соединена с Ним. Они работают вместе для спасения своих душ и душ своих детей: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5: 32). Когда муж и жена осознают это, они говорят о Христе через свою жизнь, и, по словам старца Эмилиана, буквально являют собой богоявление («θεοφάνεια»), указывая на Христа своему социальному окружению.

-2

И Святой Дух действует в них – Дух, Который преображает их в супружеской жизни. Таинство брака помогает мужчине и женщине стать «причастниками Божеского естества» (2 Пет. 1: 4) и благодати Божественной любви. Эта любовь – Христос, Который есть Любовь, Который жертвует Собой ради Своих любимых, и опустошает Себя, и омывает ноги другим в Своем смирении.

А кто соблюдает слово Его, в том истинно любовь Божия совершилась: из сего узнаем, что мы в Нем (см.: 1 Ин. 2: 5).

Всякий, кто соблюдает Слово Божие, всякий, кто верит и претворяет свою веру в жизнь честными делами, обнаруживает Его безграничную, совершенную, истинную любовь и спасается благодатью Божьей. Таким образом, Божественная любовь скрепляет брачный союз, и мужчина, и женщина становятся одной плотью в Иисусе Христе. Эта Божественная любовь на самом деле является Божественной Евхаристией, Святым Телом и Кровью Иисуса Христа, которые объединяют их вместе в одно тело.

Что означает единство во Христе? Это означает верить во Христа как единственного Спасителя семьи. Это также означает думать не как «я», а как «мы», и работать вместе, как команда, а не индивидуально, и совместно разрешать возникающие разногласия, конфликты и трудности. Это требует усилий, внимания, готовности, жертвы, терпения, обучения и молитвы. В конце концов, единство – это дар от Бога, который растет через любовь.

Наш Спаситель Иисус Христос – совершенная Любовь, которая пребывала до сотворения мира. Как указывает св. Григорий Богослов: «Брак – это ключ, открывающий дверь к целомудрию и совершенной любви». Соответственно, брак во Христе – это путь любви и спасения. Через него Он показывает нам Свою любовь, как Он показал Свою славу ученикам на браке в Кане Галилейской и по дороге в Эммаус. Опыт этой Божественной любви преображает нас, очищает и заставляет каяться, чтобы мы могли возрастать в любви к Нему. Следовательно, земная любовь, которую мы начинаем испытывать в супружеской жизни, преобразуется в более чистую любовь, в бесконечную Христову любовь. Это путь к спасению для мужчин и женщин. Как же велика эта тайна!

Брак как единство во Христе

Брак – это путь открытий и любви длиной во всю жизнь. Это путешествие, куда муж и жена решают отправиться, взаимодействуя друг с другом, помогая друг другу, пока они не достигнут своей общей цели: Царства Божия. Ибо брак – это мост, путешествие, дорога, движение, которое «начинается с земли и заканчивается на небесах», по словам старца Эмилиана. В этом путешествии бывают радостные и трудные времена. Радостные включают в себя утешение и наблюдение за прекрасными вещами, такими как рост детей, в то время как другие включают в себя усталость, связанную с проблемами ведения семьи, воспитанием детей, уплатой взносов, физической болью и неожиданными неприятностями, которые могут произойти.

На протяжении этого путешествия муж и жена хорошо узнают сильные и слабые стороны друг друга, ценности, мечты, амбиции, различия, способы управления всем, от вещей до отношений. Таким образом, они вместе идут по этому пути, становясь все ближе и ближе друг к другу, понимая сердца друг друга и становясь все более объединенными во Христе и Христом.

Это единство в любви скреплено глубоким обязательством служить другому и учиться любить другого, несмотря на личностные различия. С Божией благодатью мы все больше приобретаем любовь, которая делает желания нашего партнера приоритетом, и готовность жертвовать ради другого без эгоизма. С самоотдачей человек исцеляется от своих страстей, слабостей и эгоизма. Муж и жена становятся такими, какими их задумал Бог: терпеливыми, добрыми и любящими.

Брак как примирение во Христе

Но в супружеской жизни неизбежны и конфликты, потому что каждый человек уникален и обладает свободой воли. Для человека невозможно не упасть, не согрешить и не причинить боль другому человеку своими словами и поведением, даже если он хорошо подготовился к этому путешествию. По этой причине крайне необходимо, особенно в наши дни, чтобы у семейной пары был один духовный отец, который наставлял бы их, давал бы им советы и молился за них, и чтобы через его священническую благодать они могли заслужить прощение грехов.

Таинство брака укрепляется и воплощается в жизнь через молитву, исповедь и хождение по Божиим заповедям, и тогда Святой Дух ведет пару в пути, освящая их. Таким образом, брак раскрывается как Таинство, потому что в нем Царство Божие становится живым опытом на земле.

Тот, кто намеревается вступить в брак, имеет определенные ожидания в отношении другого, которые, как правило, иногда идеалистичны и нереалистичны в отношении слабостей и взглядов другого. Родство в супружеских отношениях предполагает духовную и психологическую уязвимость. В течение первых трех лет брака один из супругов обнаруживает слабости другого и все, что тот или та несет: от непоследовательного воспитания, безнравственного жизненного опыта, различных скрытых страстей и психологических расстройств до предрасположенности к потреблению, индивидуализму и мирскому духу.

Это склонности наших искаженных человеческих страстей или падших, патологических удовольствий в нас самих, таких как эгоизм, жадность, гнев, лень, холодность, отчаяние, ревность и алчность. Они возникают «извнутрь, из сердца человеческого» (Мк. 7: 21). Это шокирующее осознание наших собственных греховных наклонностей, открывающееся нам, когда кто-то нас критикует, и осознание греховных страстей супруга, нарушает внутреннее равновесие и ставит под угрозу супружеские отношения.

Это смятение приводит в действие наши агрессивные эмоции подобно зимней буре. Соответственно, вместо того чтобы искать прибежище в Боге, муж и жена могут отказаться от того, чтобы принять меры в ухудшающейся семейной жизни. Но брак – это не предмет торговли и покупки продукта с возможностью вернуть его или обменять в случае обнаружения неисправности. Если мы можем позаимствовать слова из делового мира, брак – это окончательная сделка, без возмещения, возврата или обмена.

Как же тогда супруги могут урегулировать возникающие разногласия, прежде чем они перерастут в конфликты? Как же тогда брак раскрывается как жизнь в святости и мире? Этот путь лежит через возвращение к Основателю дара брака и его Дарителю – Богу, Который есть Источник милосердия, любви и нежности. Бог даровал христианам еще одно Таинство, которое сопровождает жизнь семейных людей и утешает их. Это другое важное Таинство – покаяние и исповедь, и оно исцеляет все раны действием благодати Святого Духа при посредничестве духовного отца. Муж и жена выбирают одного духовного отца, способного вести их по пути к святости, любви, молитве, терпению и стойкости. Именно благодать Святого Духа исцеляет раны их утомительных конфликтов и освобождает их от рабства греха, давая им терпение, бдительность, уважение, принятие другого, терпение трудностей, мир и Божественную любовь. Это животворящий и исцеляющий Крест Иисуса Христа.

-3

Почему мы должны искать убежища в Иисусе Христе и Его Кресте? Во время Таинства Венчания супруги не дают друг другу обетов, потому что, в первую очередь, супруги посвящают себя Христу – Тому, Кто благословляет союз пары совершающим Таинство священником. Этот союз – дар, данный Богом мужу и жене.

Соответственно, когда муж и жена получают прощение от Бога и вкушают безграничную любовь Бога, они обращаются друг к другу, как благодарные слуги, чей милосердный хозяин освободил их от долгов. Супружеский путь к святости – это путь жизни во всей ее полноте. Это путь покаяния, лестница, восходящая к небу, по которой мужчина и женщина идут рука об руку, и, если один падает, другой подхватывает его силой Христа.

Излишне говорить, что учение Церкви о браке останется просто красивой прозой, если сами христиане не поймают ветер веры парусами своего корабля и не направят его к маяку Христа, ведущему к гавани спасения. Христиане призваны приложить свою веру к делам, чтобы засвидетельствовать Воплощенного и Воскресшего Христа как живой Свет для мира, Которому будет слава во веки веков. Аминь.

Священник Бассам Нассиф

На сайте: https://monastery.ru/zhurnal/bog-i-chelovek/brak-i-svyatost/

Не пропустите новые материалы подписывайтесь на наш канал.
Сайт / ВКонтакте / Инстаграмм / Ютуб / Фейсбук / Телеграмм