Найти тему
Mr. Breaking Bad

Отшельники поневоле. История старообрядчества. Зачем Никон расколол Русскую православную церковь?

Оглавление

Старообрядцы являются членами консервативных и мятежных групп внутри Русской православной церкви. Они ведут свое происхождение от восстания против религиозных реформ, проведенных патриархом Никоном в середине XVII века.

Старообрядцы делятся на две большие группы: поповцев и беспоповцев. У первых сохранилось духовенство (церковные служители: диаконы, священники и епископы). Вторые, считают, что официальное духовенство лишено божественной благодати, а значит необходимости в священниках нет.

География

Старообрядцы встречаются по всей России и бывшему Советскому Союзу. Многие традиционно жили в отдаленных уголках России, или тайно исповедовали свои убеждения. Концентрации групп также обнаружены в Польше, Восточной Германии, Румынии, Болгарии, Бразилии, Аргентине, Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатах и Канаде. В устье Дуная на Украине существует несколько крупных старообрядческих общин.

Трудно определить, численность старообрядцев, отчасти потому, что их преследовали и даже убивали за их убеждения. Но считается, что их становится все меньше и меньше. Во времена большевистской революции их было около 20 миллионов, а сегодня, скорее всего, их уже меньше миллиона, и многие из них пенсионеры.

Великий раскол

-4
«Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа» — из речи Императрицы Екатерины Великой о Старообрядчестве. 15 сентября 1763 года.

В 1650-х годах Русская православная церковь пережила раскол. В 1653 году патриарх Никон попытался привести обряды, литургию и тексты Русской православной церкви в соответствие с обрядами, по его мнению, "чистой" греческой православной церкви. В соответствие с собственными убеждениями он провел ряд реформ:

  • Он приказал изменить ритуалы и перевести библейский текст в соответствии с греческими версиями. В частности, был изменен Символ веры
  • Направление священнических процессий было изменено. Он указал ходить против солнца, а не «по нему».
  • Количество хлебных буханок, используемых в литургиях, было уменьшено.
  • На службах последователи должны были креститься тремя пальцами (представляющими Троицу) вместо двух.
  • Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды, а трижды.

Хотя многие из этих изменений могут показаться поверхностными и незначительными, реформы возмутили традиционалистов, которые считали, что таким образом Никон посягает на сущность русского православия.

Спор о реформах привел к расколу между новообращенными Никона и старообрядцами. Старообрядцы расценивали эти изменения как богохульство и считали, что русская православная церковь должна служить образцом для греческого православия, а не наоборот.

Те, кто не был согласен с реформами Никона были преданы анафеме (отлучение от Церкви) как еретики. Именно они в последующем и будут считаться старообрядцами. И только в 1971 году, спустя почти 400 лет после начала гонений, Русская православная церковь сняла анафемы со старообрядцев.

Никон, зачем?

Как это довольно часто бывает без политики и амбиций дело не обошлось. Никон действовал от имени царя, при этом сам царь Алексей Михайлович обожал греческую культуру. Он считал себя наследником Византии и наместником Бога на земле и хотел стать царем в Константинополе.

Целью реформ была унификация русского и греческого церковных обрядов. Это позволило бы объединить всех славян — восточных и балканских. И стало бы началом Великой Греко-Российской империи. Подгонять ритуалы решили на греческий манер. О том, что конкретно изменили вы могли почитать чуть выше в главе «Великий раскол». Однако, многие люди не могли принять тот факт, что церковь менялась на сомнительный, по их мнению, греческий манер.

Портрет царя Алексея Михайловича Тишайшего
Портрет царя Алексея Михайловича Тишайшего

Рост старообрядчества

К началу XIII в. в казачьих районах на реке Кубань близ Кавказа, в Керженецком лесу у польской границы и в Ветке в самой Польше существовали старообрядческие колонии. Начиная примерно с этого времени, большое количество старообрядцев бежало в Сибирь и стало особенно многочисленным в Тобольской области и республике Бурятия. При Екатерине II (1762-1786) возникло несколько новых колоний, в том числе некоторые в Москве.

Старообрядцы получили поддержку от поселенцев на окраинах Московского государства в приграничных районах. Многие казаки, избежавшие жесткого расслоения Московского государства, стали старообрядцами. Северные русские крестьяне, которые возмущались попытками Москвы манипулировать ими, также стали старообрядцами. Движение не было единым, и возникло множество различных сект и конфессий.

Преследования старообрядцев

Старообрядцы были преданы анафеме православным церковным собором, собравшимся в Москве в 1667 году, и подверглись волнам гонений. Часть была заключена в тюрьму, часть — сослана и убита. Они перенесли невыразимые пытки. Тысячи людей были сожжены на костре, или сожгли себя сами в массовых самоубийствах.

Самосожжение старообрядцев в конце XVII. Картина Григория Григорьевича Мясоедова
Самосожжение старообрядцев в конце XVII. Картина Григория Григорьевича Мясоедова

Целые общины старообрядцев бежали на Урал и Сибирь, чтобы избежать принуждения к принятию реформ, введенных патриархом Никоном. Часть из них искала убежища среди полуавтономных казачьих банд в степи.

Старообрядцы могли свободно исповедовать свою религию, не подвергаясь преследованиям с 1771 по 1827 год и с 1905 по 1918 год и по сей день. В эти периоды они процветали как экономическое сообщество. На Крайнем Севере и вокруг Урала они добывали железо, изготавливали инструменты и использовали связи в старообрядческих сетях для продажи своих товаров.

После большевистской революции многие старообрядцы бежали в Прибалтику, западную Украину, Польшу, Молдавию, Румынию и Болгарию. Чтобы избежать коллективизации при Сталине, старообрядцы переселяли целые деревни в отдаленные районы. Некоторые не имели никаких контактов с внешним миром, кроме периодических поездок в город за рыболовными и охотничьими снастями и солью. Некоторым деревням удавалось избегать обнаружения до 1950-х годов. В 1971 году анафемы 1667 года были сняты.

Старообрядческие обычаи

-7

Хотя старообрядческое течение весьма неоднородно, все же возможно выделить общие черты. Старообрядцы не пьют и не курят. У мужчин длинные бороды, которые нельзя не только сбривать, но и стричь. Женщины одеваются скромно. На службах и крестятся двумя пальцами, а не тремя, как это делают обычные православные христиане. Старообрядцев хоронят с крестом у ног, в то время как православных христиан хоронят с крестом у изголовья. Многие старообрядческие религиозные тексты являются рукописями. У них богатая устная традиция песен и фольклора. Медицинская помощь часто оказывается народными средствами.

Понравилась статья?

Подпишись на канал и поставь лайк👍 — это поможет продвижению канала.

Обязательно прочитайте другие статьи на моем канале:

До следующих встреч. Я снова вас найду и постучу в вашу дверь.

Ваша опасность,
Mr. Breaking Bad

Небольшой бонус для тех, кто дочитал статью до конца😉
Фильм немецкого автора Марии Ингрид Бандманн о сибирских старообрядцах: