Старообрядцы являются членами консервативных и мятежных групп внутри Русской православной церкви. Они ведут свое происхождение от восстания против религиозных реформ, проведенных патриархом Никоном в середине XVII века.
Старообрядцы делятся на две большие группы: поповцев и беспоповцев. У первых сохранилось духовенство (церковные служители: диаконы, священники и епископы). Вторые, считают, что официальное духовенство лишено божественной благодати, а значит необходимости в священниках нет.
География
Старообрядцы встречаются по всей России и бывшему Советскому Союзу. Многие традиционно жили в отдаленных уголках России, или тайно исповедовали свои убеждения. Концентрации групп также обнаружены в Польше, Восточной Германии, Румынии, Болгарии, Бразилии, Аргентине, Австралии, Новой Зеландии, Соединенных Штатах и Канаде. В устье Дуная на Украине существует несколько крупных старообрядческих общин.
Трудно определить, численность старообрядцев, отчасти потому, что их преследовали и даже убивали за их убеждения. Но считается, что их становится все меньше и меньше. Во времена большевистской революции их было около 20 миллионов, а сегодня, скорее всего, их уже меньше миллиона, и многие из них пенсионеры.
Великий раскол
«Никон — личность возбуждающая во мне отвращение. Счастливее бы была, если бы не слыхала о его имени… Подчинить себе пытался Никон и государя: он хотел сделаться папой… Никон внёс смуту и разделения в отечественную мирную до него и целостно единую церковь. Триперстие навязано нам греками при помощи проклятий, истязаний и смертельных казней… Никон из Алексея царя-отца сделал тирана и истязателя своего народа» — из речи Императрицы Екатерины Великой о Старообрядчестве. 15 сентября 1763 года.
В 1650-х годах Русская православная церковь пережила раскол. В 1653 году патриарх Никон попытался привести обряды, литургию и тексты Русской православной церкви в соответствие с обрядами, по его мнению, "чистой" греческой православной церкви. В соответствие с собственными убеждениями он провел ряд реформ:
- Он приказал изменить ритуалы и перевести библейский текст в соответствии с греческими версиями. В частности, был изменен Символ веры
- Направление священнических процессий было изменено. Он указал ходить против солнца, а не «по нему».
- Количество хлебных буханок, используемых в литургиях, было уменьшено.
- На службах последователи должны были креститься тремя пальцами (представляющими Троицу) вместо двух.
- Возглас «аллилуйя» во время богослужения стали произносить не дважды, а трижды.
Хотя многие из этих изменений могут показаться поверхностными и незначительными, реформы возмутили традиционалистов, которые считали, что таким образом Никон посягает на сущность русского православия.
Спор о реформах привел к расколу между новообращенными Никона и старообрядцами. Старообрядцы расценивали эти изменения как богохульство и считали, что русская православная церковь должна служить образцом для греческого православия, а не наоборот.
Те, кто не был согласен с реформами Никона были преданы анафеме (отлучение от Церкви) как еретики. Именно они в последующем и будут считаться старообрядцами. И только в 1971 году, спустя почти 400 лет после начала гонений, Русская православная церковь сняла анафемы со старообрядцев.
Никон, зачем?
Как это довольно часто бывает без политики и амбиций дело не обошлось. Никон действовал от имени царя, при этом сам царь Алексей Михайлович обожал греческую культуру. Он считал себя наследником Византии и наместником Бога на земле и хотел стать царем в Константинополе.
Целью реформ была унификация русского и греческого церковных обрядов. Это позволило бы объединить всех славян — восточных и балканских. И стало бы началом Великой Греко-Российской империи. Подгонять ритуалы решили на греческий манер. О том, что конкретно изменили вы могли почитать чуть выше в главе «Великий раскол». Однако, многие люди не могли принять тот факт, что церковь менялась на сомнительный, по их мнению, греческий манер.
Рост старообрядчества
К началу XIII в. в казачьих районах на реке Кубань близ Кавказа, в Керженецком лесу у польской границы и в Ветке в самой Польше существовали старообрядческие колонии. Начиная примерно с этого времени, большое количество старообрядцев бежало в Сибирь и стало особенно многочисленным в Тобольской области и республике Бурятия. При Екатерине II (1762-1786) возникло несколько новых колоний, в том числе некоторые в Москве.
Старообрядцы получили поддержку от поселенцев на окраинах Московского государства в приграничных районах. Многие казаки, избежавшие жесткого расслоения Московского государства, стали старообрядцами. Северные русские крестьяне, которые возмущались попытками Москвы манипулировать ими, также стали старообрядцами. Движение не было единым, и возникло множество различных сект и конфессий.
Преследования старообрядцев
Старообрядцы были преданы анафеме православным церковным собором, собравшимся в Москве в 1667 году, и подверглись волнам гонений. Часть была заключена в тюрьму, часть — сослана и убита. Они перенесли невыразимые пытки. Тысячи людей были сожжены на костре, или сожгли себя сами в массовых самоубийствах.
Целые общины старообрядцев бежали на Урал и Сибирь, чтобы избежать принуждения к принятию реформ, введенных патриархом Никоном. Часть из них искала убежища среди полуавтономных казачьих банд в степи.
Старообрядцы могли свободно исповедовать свою религию, не подвергаясь преследованиям с 1771 по 1827 год и с 1905 по 1918 год и по сей день. В эти периоды они процветали как экономическое сообщество. На Крайнем Севере и вокруг Урала они добывали железо, изготавливали инструменты и использовали связи в старообрядческих сетях для продажи своих товаров.
После большевистской революции многие старообрядцы бежали в Прибалтику, западную Украину, Польшу, Молдавию, Румынию и Болгарию. Чтобы избежать коллективизации при Сталине, старообрядцы переселяли целые деревни в отдаленные районы. Некоторые не имели никаких контактов с внешним миром, кроме периодических поездок в город за рыболовными и охотничьими снастями и солью. Некоторым деревням удавалось избегать обнаружения до 1950-х годов. В 1971 году анафемы 1667 года были сняты.
Старообрядческие обычаи
Хотя старообрядческое течение весьма неоднородно, все же возможно выделить общие черты. Старообрядцы не пьют и не курят. У мужчин длинные бороды, которые нельзя не только сбривать, но и стричь. Женщины одеваются скромно. На службах и крестятся двумя пальцами, а не тремя, как это делают обычные православные христиане. Старообрядцев хоронят с крестом у ног, в то время как православных христиан хоронят с крестом у изголовья. Многие старообрядческие религиозные тексты являются рукописями. У них богатая устная традиция песен и фольклора. Медицинская помощь часто оказывается народными средствами.
Понравилась статья?
Подпишись на канал и поставь лайк👍 — это поможет продвижению канала.
Обязательно прочитайте другие статьи на моем канале:
- Жанна д'Арк. Женщина с мужским набором хромосом
- В чем секрет удивительного голоса Фредди Меркьюри? Смотрим на зубы вокалиста
До следующих встреч. Я снова вас найду и постучу в вашу дверь.
Ваша опасность,
Mr. Breaking Bad
Небольшой бонус для тех, кто дочитал статью до конца😉
Фильм немецкого автора Марии Ингрид Бандманн о сибирских старообрядцах: