Найти тему
5,1K подписчиков

Фильм «Семейный бюджет» продвигает идею 90-х об отказе от принципов ради денег

Команда хороших авторов и достойных актеров выдала странное кино, в котором серьезная проблема не только с качеством постановки, но и на уровне сверхзадачи. Фильм похож на курсы активных продаж, на тренинг личностного роста, суть которого проста: «В деньгах счастье».

Они даже семейный победный танец придумали, похожий на корпоративный, с тренинга. Кадр из к/ф «Семейный бюджет».
Они даже семейный победный танец придумали, похожий на корпоративный, с тренинга. Кадр из к/ф «Семейный бюджет».

Это история краснодарской семьи Фроловых, купившей квартиру в ипотеку. Люба (Юлия Александрова) — преподаватель по фортепиано, Сергей (Антон Филипенко) — конструктор аттракционов. Дочь Ксюша (Валентина Ляпина) увлекается соцсетями, сын Тима (Георгий Стрелянный) — школьник, говорит умными фразами из книжек.

После покупки квартиры завод Сергея закрылся, платить за ипотеку нечем. А у семьи еще и принципы, с тяжелого детства 90-х. Сергей не любит торговлю и прочую коммерцию, Люба не готова играть попсу, тем более в кабаках. Судя по сюжету, выходит, что герои неправы, отсюда и сверхзадача выглядит просто: «деньги не пахнут»; «принципами сыт не будешь»; «в деньгах сила, брат» и т.п.

Получается лобовая праволиберальная история о пути к успеху, об умении продать себя, семейные сувениры, достоинство, о способности крутиться и вертеться. Которую герои в итоге освоят, но вряд ли от этого станут лучше: пафос и надменность, с которыми члены семейки вывалят кучу денег на стол в противовес пенсионерке, что считает свои медяки, напомнят рекламу о красивой жизни из 90-х.

Юлия Александрова и Антон Филипенко. Кадр из к/ф «Семейный бюджет».
Юлия Александрова и Антон Филипенко. Кадр из к/ф «Семейный бюджет».

Получается кино с дико-капиталистической ухмылкой, в котором у героев хэппи-энд, но симпатий к ним уже не осталось. А персонаж Алексея Маклакова, любитель 90-х, который в сложной ситуации не просто не хочет помочь родному сыну, но еще и высмеивает его при детях, уважения сразу не заслуживает. Хотя авторы фильма, похоже, с ним солидарны.

Фильм на полном серьезе говорит о счастье в жизни от курсов активных продаж (выводя одним из ярких героев эксцентричного Продавца, толком не поясняя, чем он конкретно занимается) и маркетинговых уловок.

Это выглядит искаженным пересказом американских комедий о пути к успеху. В США, кстати, не снимают кино о том, как стать круче бабушки, считающей мелочь, особенно сейчас, когда в искусстве усиливается социальный тренд. А парковый аттракцион в виде знака доллара, который придумывает герой, выглядит откровенным объектом карго-культа.

Кадр из к/ф «Семейный бюджет».
Кадр из к/ф «Семейный бюджет».

Фильм удивляет тем, что его сделали люди с опытом. Режиссер Евгений Абызов («Гости», «Дублер»), сценарист и сопродюсер Николай Куликов («Я худею», «Горько!»). Да и актеры хорошие.

Неужели все это искренне? Все эти насмешки над детьми из 90-х, над простым народом, не умеющим монетизировать каждый чих, над интеллигенцией, для которой важно не просто играть на пианино, а исполнять хорошую музыку, для тех, кому она важна.

Выглядит так, словно авторы тоже зарабатывают, как могут. Судя по навязчиво открыточным видам Краснодара, к съемках подключили местные бюджеты. В целом это круто, но когда авторы слишком откровенно отрабатывают копеечку, они становятся похожи на своих персонажей, тренирующих способность «замутить» и «поднять денег».

Кадр из к/ф «Семейный бюджет».
Кадр из к/ф «Семейный бюджет».

Спасибо за дочитку! Подписывайтесь на канал, и продолжим!