Найти в Дзене
Ежик в тумане

Литературное наследие в творчестве Егора Летова

Творчество Егора Летова – лидера легендарной сибирской панк-группы Гражданская Оборона имело огромную армию поклонников при жизни автора, но, как показало время, спустя тринадцать лет после смерти артиста, оно все также остается актуальным и злободневным. В чем же кроется секрет долговечности созданного Летовым музыкально-поэтического полотна? Что лежит в основе его таланта? Ничего не появляется спонтанно. Все новое, так или иначе, является логическим продолжением полученного человеком опыта. Где же черпал этот опыт Летов? Без сомнения, как бы кому это не показалось банальным, это были достижения советского образования, формировавшего личности не поверхностные, глубоко разбирающиеся в выбранной ими тематике. А также, плавно вытекающее из всеобщего увлечения литературой и чтением, самообразования. Именно литература один из тех столпов на которых основывается интеллектуальная мощь творчества Игоря Федоровича. Зачастую названия его песен прямо отсылают к литературным первоисточникам. Напр

Творчество Егора Летова – лидера легендарной сибирской панк-группы Гражданская Оборона имело огромную армию поклонников при жизни автора, но, как показало время, спустя тринадцать лет после смерти артиста, оно все также остается актуальным и злободневным. В чем же кроется секрет долговечности созданного Летовым музыкально-поэтического полотна? Что лежит в основе его таланта?

Ничего не появляется спонтанно. Все новое, так или иначе, является логическим продолжением полученного человеком опыта. Где же черпал этот опыт Летов? Без сомнения, как бы кому это не показалось банальным, это были достижения советского образования, формировавшего личности не поверхностные, глубоко разбирающиеся в выбранной ими тематике. А также, плавно вытекающее из всеобщего увлечения литературой и чтением, самообразования. Именно литература один из тех столпов на которых основывается интеллектуальная мощь творчества Игоря Федоровича.

Зачастую названия его песен прямо отсылают к литературным первоисточникам. Например, песня «Один день Ивана Денисовича» - прямая отсылка к одноименной повести Александра Солженицына, описывающей один день из жизни заключенного ГУЛАГа.

«Солдатами не рождаются» - такое название носит второй том эпопеи Константина Симонова «Живые и мертвые» в котором повествуется об одном из тяжелейших сражений Великой Отечественной Войны – сталинградской битве.

Порой Летов несколько изменяет названия, «Как закалялась сталь» Николая Островского, посвященная бурным годам гражданской войны, и первым годам социалистического строительства, видоизменяется в летовскую «Так закалялась сталь». По словам Летова, композиция «Иуда будет в Раю» написан под впечатлением повести Леонида Андреева «Иуда Искариот», где автор в художественной форме допускает возможность того, что Иуда предает Христа, в надежде на то, что во время казни Бог явит миру свою силу и спасет Сына. Когда же Христос распят, Иуда возвращается к апостолам и упрекает их в том, что они не следуют за учителем, хотя, между некоторыми из них, возникал спор, кто будет первым в Царствии Небесном вместе с Учителем. После чего, он идет на скалу, возвышающуюся на Иерусалимом, где вешается на осине.

Несомненно, роман Сартра «Тошнота», являющийся классикой экзистенциональной литературы, повлиял на название одноимённых песни и альбома Гражданской Обороны. Такие же параллели встречаются еще несколько раз. Так композиция и альбом «Сто лет одиночества» обращаются к нобелевскому лауреату по литературе, гениальному латиноамериканскому писателю Габриэлю Гарсиа Маркесу. А песня «Невыносимая легкость бытия», вместе с одноименным альбомом, берут свои корни в творчестве Милана Кундеры.

На одном из выступлений Летов раскрывает значение одной из своих самых популярных песен «Про дурачка». Так, припев этой композиции, слегка переиначенные строки заговора на смерть, прочитанного музыкантом в одном из фольклорных сборников. А фраза «зубчатые колеса завертелись в башке» прямая отсылка к одноименному произведению японского писателя Рюноскэ Акутагавы.

Также в альбоме «Невыносимая легкость бытия» Летов обращается к роману Светланы Алексиевич «У войны не женское лицо», рассказывающем о непростой доле женщин, попавших в горнило войны, заимствуя это название для своей песни.

Подводя итоги, автор статьи хочет отметить, что рассмотрел далеко не все литературные корни творчества Егора Летова. Задачей данного материала было побудить уважаемую аудиторию к более комплексному взгляду на наследие музыканта и поэта. Одно несомненно, песни Гражданской Обороны будут звучать и тревожить умы еще не одно десятилетие.