Найти тему
Евгений Трифонов

Как Таиланд справился с коммунистами

Коммунистическая идеология, укрепившись в Китае, распространялась с 1920-х годов в странах Юго-Восточной Азии. Её основными носителями были этнические китайцы, живущие в странах региона, но коммунистами становились и коренные жители. В Таиланде (тогда страна называлась Сиам) первую попытку создать компартию предпринял китаец Хан Минхуан в 1927 году, а в 1928-м лидер вьетнамских коммунистов Хо Ши Мин пропагандировал идеи коммунизма среди живущих в стране вьетнамских крестьян. Во время Второй мировой войны в стране действовала немногочисленная компартия, ведшая антияпонскую борьбу вместе с движением «Свободное Таи».

После войны коммунистическое движение распространялось в регионе весьма интенсивно – его подпитывал процесс деколонизации и социальные проблемы. Однако решающую роль играла Коммунистическая партия Китая, пришедшая к власти в Китае в результате гражданской войны 1946-49 года. Китайские коммунисты считали ЮВА зоной своего доминирования, примерно так же, как для американцев Латинская Америка – это «задний двор» США. Победа китайских коммунистов привлекла к коммунистическим идеям довольно широкие симпатии в странах региона.

В 1948 году коммунисты подняли восстания в Бирме, Малайе, Индонезии и на Филиппинах. В Индонезии войска быстро подавили восстание, в Малайе коммунистическое партизанское движение было подавлено после многих лет тяжёлой войны, решающую роль в которой сыграли британские и австралийские войска. В Бирме восстание коммунистов инициировало массовые национальные движения, и вооружённая борьба, в которой фронты неоднократно менялись, не утихает до сих пор. Похожая ситуация сложилась и на Филиппинах: партизаны-коммунисты воюют в джунглях и горах уже 73 года.

Отдельная тема – Вьетнам. Малочисленные коммунисты в этой стране воспользовались наличием протяжённой границы с Китаем. После выхода частей НОАК к границам Вьетнама они оказали решающую помощь вьетнамским единомышленникам, обеспечив поражение французских войск и формирование на севере страны Демократической Республики Вьетнам – зависимого от Пекина государства во главе с Хо Ши Мином.

В конце 1950-х Мао Цзэдун решил форсировать «революции» в странах ЮВА: ему хотелось доказать левым всего мира, что именно он – главный и «настоящий» коммунист планеты, а СССР – «ревизионисты и капитулянты». В конфликте СССР и Китая коммунисты стран ЮВА поддержали Китай (только Хо Ши Мин, поддерживая китайцев, не разорвал отношений с Москвой). При помощи Китая ДРВ начала заброску в Южный Вьетнам диверсионных групп для разжигания там партизанской войны. Одновременно активизировались коммунисты в Малайе и в Бирме, а в Индонезии компартия попыталась прийти к власти, влияя на президента страны Сукарно. Но основным театром военных действий стал Индокитай: северовьетнамские войска атаковали Южный Вьетнам, создавали лагеря в Камбодже и Лаосе и формировали отряды из местных коммунистов.

Таиланд не мог остаться в стороне от этих событий. Но эта страна сильно отличалась от соседей: Таиланд никогда не был чьей-либо колонией. В результате авторитет королевской династии, обеспечившей суверенитет страны и добившейся определённых успехов в развитии, был очень высоким. Коммунизм воспринимался большинством таиландцев как иностранная идеология. Поэтому коммунисты не имели такой популярности среди таиландцев, как во Вьетнаме, Индонезии и Бирме.

Тем не менее в 1960 году в ДРВ был открыт тренировочный лагерь, в котором китайские и вьетнамские инструкторы обучали тайских и лаосских коммунистов навыкам партизанской войны. В 1962-65 годах там прошли подготовку 350 таиландских коммунистов. Коммунистические ячейки накапливали оружие и создавали «схроны» в горах и лесах на севере и северо-востоке страны. Весной 1965 года коммунисты доставили на свои базы в Таиланде из Лаоса около 3 тысяч винтовок и боеприпасы.

1 января 1965 года коммунисты объявили о создании Объединённого патриотического фронта и Народно-освободительной армии Таиланда. Базой фронта стали этнические вьетнамцы и китайцы (хотя большинство представителей этих общин не поддерживали коммунистов), а также часть горных племён, традиционно враждебных королевской власти.

Партизаны Таиланда, 1960-е годы
Партизаны Таиланда, 1960-е годы

Первые убийства и террористические акты в Таиланде коммунисты начали совершать ещё в 1961-м, а в конце 1965-го они перешли к партизанским атакам на правительственные силы и на американцев. В первой половине 1966-го партизанские акции происходили по всей стране, хотя основными районами нестабильности был север и северо-восток.

В 1967 году партизаны получили два сильных удара. Во-первых, гоминьдановская 49-я дивизия, ушедшая после поражения в гражданской войне в бирмано-таиландское пограничье, разгромила партизан в зоне своей дислокации. При этом гоминьдановцы не только выполняли распоряжения королевского правительства – их мотивировало также желание уничтожить конкурентов по торговле опиумом. А этими конкурентами были местные горные племена, частично вовлечённые в партизанскую деятельность коммунистов. Вторым ударом стали успешные операции полиции с Бангкоке, в ходе которых городское подполье КПТ было обезглавлено (был арестован и генеральный секретарь партии Тонг Чамсри).

В 1972 году американские, сайгонские и лонноловские (камбоджийские) войска попытались нанести коммунистам Индокитая сокрушительный удар. Правительство Таиланда решило воспользоваться ситуацией и уничтожить коммунистов в своей стране. Было создано Командование операций по подавлению коммунистов (CSOC), приступившее к масштабным действиям против партизан. В начале года 12-тысячные королевские силы оперировали на севере страны, но эффективность их действий оказалась невелика: хотя было убито около 200 партизан и уничтожено несколько баз, интенсивность военных действий оставалась высокой. В конце года армия попыталась очистить юг страны, где действовали в основном малайские партизаны-коммунисты. В этой операции активно участвовали вооружённые добровольцы из числа гражданских лиц. Как минимум несколько сотен людей, подозреваемых в помощи партизанам, были убиты самыми зверскими способами.

Операции 1972 года не привели к подавлению таиландских партизан (равно как и коммунистов в Индокитае), но Таиланд, в отличие от Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи, избежал захвата власти коммунистами. Но военная ситуация продолжала обостряться. В горах севера и северо-востока страны появились небольшие «освобождённые районы». Партизаны начали использовать в боях современное вооружение и даже вертолёты.

7 января 1973 года было подписано Парижское мирное соглашение, согласно которому США и ДРВ обязывались вывести войска из Южного Вьетнама, Лаоса и Камбоджи. В США соглашение поначалу расценивалось как свидетельство победы, но в Индокитае его воспринимали наоборот – как капитуляцию «империалистов». Воодушевлены были и таиландские левые, имевшие к тому времени серьёзную поддержку в профсоюзах и особенно в студенческом движении. Социальные проблемы страны были весьма серьёзны: рабочие получали крайне мало, крестьяне зависели от землевладельцев, перекупщиков и чиновников. Очень распространённое выращивание опиумного мака давало заработок крестьянам и обогащало чиновников, а также порождало сильную коррупцию, что способствовало притоку молодёжи в отряды партизан. Правда, следует учитывать, что даже в такой ситуации большинство населения, прежде всего сельского, сохраняли лояльность королю. Городской средний класс выступал за демократизацию и вывод американских войск, но за коммунистов были в основном местные китайцы, вьетнамцы и горные народы.

В 1973 году в Бангкоке взбунтовались студенты, к которым присоединились рабочие и частично средние слои. Король отстранил от власти военных, правивших страной – премьер-министр, генерал Тханом Киттикачорн покинул Таиланд. Демократическая власть была слабой: в стране продолжалась гражданская война. Коммунисты, продолжая войну в горах, фактически вышли из подполья. Военные, ограниченные в возможностях политиками-пацифистами, стали активно привлекать к борьбе с партизанами и городскими коммунистами добровольческие отряды.

Таиланд раскололся надвое. Примерно половина населения (китайская и частично вьетнамская общины, часть профсоюзов, основные студенческие федерации, горные народы, крестьяне – жертвы произвола чиновников и землевладельцев) поддерживали левых и симпатизировали партизанам. Другая половина (большинство крестьян – таи, часть среднего класса, буржуазия, военные) были лояльны монарху и поддерживали жёсткую линию бывшего военного режима. Выборы 1975 года зафиксировали эту ситуацию: половину депутатских мандатов получили левые либералы, поддержанные коммунистами, половину – правые.

При недееспособном правительстве и расколотом парламенте важную роль в борьбе с партизанами и их сторонниками играли добровольческие отряды. Старейшая организация самообороны - «Тигры деревни» - появилась ещё в середине 1950-х как вспомогательные отряды пограничной охраны. Как общенациональная структура с современным названием это ополчение было официально учреждено в 1971 году. Король Пхумипон Адульядет Рама IX покровительствовал «тиграм»: он неоднократно посещал лагеря ополченцев. В их ряды записывались самостоятельные крестьяне-буддисты тайской национальности. До завершения гражданской войны в Таиланде (середина 1980-х) через отряды «тигров» прошло около 10 миллионов человек.

В 1974 году военная контрразведка и МВД решили дополнить сельские ополчения городскими; инициатором создания организаций уличных бойцов стал генерал Судсай Хасадин. Группировка «Девятая сила» («Навапон») объединила городских ремесленников, торговцев и буддийских монахов. Харизматичный буддийский монах Киттивудхо Бхикху, активист «Навапона», заявлял: «Убить коммуниста – не грех!».

«Красные гауры» (полное название - Объединённый фронт борьбы против коммунистического империализма) формировались из молодых люмпенов – бросивших учёбу школьников и студентов, а также уголовников. «Гауры» выполняли самую «чёрную» работу по подавлению левых, в т.ч. совершали убийства, которых чурались члены «Навапона». Особенно не любили «гауры» студентов престижного Таммасатского университета – как из-за того, что там учились ненавистные люмпенам «мажоры», так и из-за доминирования левых. «Гауры» атаковали профсоюзных и левых активистов. Летом 1975 года боевики группировки устроили массовое избиение студентов Таммасатского университета. К концу 1975 года «Красные гауры» насчитывали около 25 тысяч членов.

"Красные гауры", возглавляемые армейским офицером
"Красные гауры", возглавляемые армейским офицером

В 1975 году коммунисты захватили власть в Южном Вьетнаме, Лаосе и Камбодже. Десятки тысяч беженцев устремились в Таиланд, ужасая местных жителей рассказами о том, что творилось в этих странах (особенно в Камбодже). Летом 1975 года начались нападения отрядов «красных кхмеров» на таиландские пограничные деревни. В результате общественное мнение в Таиланде начало меняться: левые и пацифисты теряли популярность, а правые набирали очки. К началу 1976 года численность «Навапона» достигла 500 тысяч человек, и он превратился в основную «уличную» силу Бангкока.

Весной 1976 года города Таиланда охватили массовые забастовки под социально-экономическими лозунгами. Устрашённое правительство Сени Прамота приняло основные требования бастующих, но это было только начало. Прамота за его соглашательскую политику стали называть «таиландским Керенским». Требования профсоюзов были убийственны для малого и среднего бизнеса, поэтому «Навапон» вывел своих сторонников на улицы. Произошли ожесточённые столкновения правых с профсоюзниками. «Навапон» требовал отставки правительства и передачи власти военным.

Выборы 1976 года сопровождались уличными стычками и многочисленными убийствами (убивали и правые боевики, и партизаны, действовавшие в Бангкоке). Правая Национальная партия заметно укрепила свои позиции в парламенте, а представительство левых либералов (Партия социального действия) и центристов (Демократическая партия) заметно уменьшилось.

В сентябре 1976 года в Бангкок из вынужденной эмиграции вернулся генерал Таном Киттикачон – бывший глава военного режима. Студенты Таммасатского университета устроили бурные протесты, в ходе которых допустили оскорбление монархии: в университете было вывешено «непочтительное» изображение наследного принца Вачиралонгкорна. Это спровоцировало трагедию: 6 октября «гауры» и прибывшие в Бангкок «Тигры деревни», воинские части и полиция окружили университет и начали его обстреливать. Студенты ответили огнём, и осаждающие пошли на штурм. «Гауры» и полицейские учинили бойню, в которой было убито от 46 до 100 студентов. «Навапон» в бойне не участвовал, но парализовал левых на улицах города массовыми митингами. В тот же день армия совершила переворот: адмирал Сангад Чалорью сформировал крайне правое правительство, в главе которого встал Танин Краивичьен – один из руководителей «Навапона».

Резня в Таммасатском университете возмутила и напугала левых и показала правым, что армия и ополчения готовы биться с коммунистами, не останавливаясь ни перед чем. Расправа с левыми студентами и военный переворот были поддержаны значительной частью общества. Новый военный режим обрушил репрессии на коммунистов – тысячи людей были арестованы. Многие, опасаясь ареста, пробирались на север, в партизанские лагеря; среди них было и около 800 студентов Таммасатского университета. В конце 1976 года численность партизан (только в боевых порядках, не считая помощников и резервистов) составила 9 тысяч человек, под их контролем находилось 9% национальной территории.

Армия активизировала войну с партизанами, а города, в первую очередь Бангкок, были зачищены от коммунистов. В этих условиях надобность в «Навапоне» и «Красных гаурах» отпала, и они постепенно прекратили деятельность (некоторые группы, входившие в состав «гауров» вернулись к криминальной деятельности). А роль «Тигров деревни» даже возросла: они активно участвовали в боях с партизанами. Таиландская армия действовала гораздо более эффективно, чем в 1960-е годы: около 40 тысяч таиландских солдат и офицеров участвовали во Вьетнамской войне вместе американцами, и теперь использовали полученные навыки на родине.

В 1979 году из-за конфликта между Китаем и Вьетнамом компартия Таиланда раскололась. Провьетнамское крыло отделилось и организовало «Партию освобождения». Несмотря на раскол, к 1980 году в рядах партизан было 12 тысяч бойцов (американские эксперты писали о 30 тысячах).

В 1979 году вьетнамские войска захватили Камбоджу – союзницу Китая, и вышли к границам Таиланда. Китай потерял возможность оказывать помощь таиландским коммунистам: Лаос с 1975 года также контролировался Вьетнамом.

Массы камбоджийских беженцев обосновались в Таиланде вдоль камбоджийских границ: «красные кхмеры» теперь стали союзниками Таиланда перед лицом вьетнамской угрозы. В этих условиях Таиланд пошёл на сближение с Китаем (в частности, Китай срочно поставил таиландской армии сотни танков). Поток китайской помощи таиландским коммунистам иссяк.

В 1980 году правительство генерала Према Тинсуланона начало демократизацию. Одновременно была объявлена амнистия сдавшимся партизанам, а правительство начало выплачивать деньги крестьянам горных районов за отказ от выращивания опиума и переход к другим культурам (производство наркотиков было основным источником финансирования партизан). Крестьяне также начали получать льготные субсидии на сельхозтехнику и удобрения. В районах партизанских действий помощь крестьянам была особенно масштабной.

Экономика Таиланда в 1980-е годы развивалась ускоренными темпами. Уже к середине десятилетия масштабы бедности удалось значительно сократить. Таким образом, уменьшалась социальная база коммунистов и в деревне, и в городе.

В 1981 году армия захватила основные партизанские базы в Северном Таиланде; руководство компартии предложило правительству переговоры, но Бангкок ответил требованием сдаться. В 1983 году армия ликвидировала последние «освобождённые районы». В 1985 году таиландская контрразведка считала, что количество партизан уменьшилось до 2 тысяч. Попали в плен два крупнейших партизанских лидера - член политбюро ЦК КПТ Дамри Руангсутхам, и Сурачай Сае Дэн, руководивший партизанами на юге, близ границы с Малайзией.

Партизанский отряд, 1980-е годы
Партизанский отряд, 1980-е годы

В 1987 году в Таиланде действовало около 600 партизан, половина из которых скрывалась с джунглях около границы с Малайзией. Северный «фронт» коммунистов насчитывал всего 65-70 бойцов, северо-восточный - 85-115.

В начале 1990-х из Таиланда время от времени сообщали о стычках с мелкими группами коммунистов и одиночными партизанами, в основном на малайзийской границе. К концу века о компартии Таиланда не стало слышно ничего. В настоящее время не известно, существует ли какая-либо структура, считающая себя компартией Таиланда.

***

Таиланд избежал захвата власти коммунистами по нескольким причинам. Первая и самая важная – сохранение авторитета монархии и восприятие большинством таиландцев коммунизма как чужеродного учения, которое навязывают иностранцы. Вторая причина – тот факт, что красный Китай не граничит непосредственно с Таиландом, что затрудняло ему «экспорт» боевиков и оружия. Третья – существование антикоммунистических добровольческих ополчений, сыгравших значительную, а, возможно, и решающую роль в подавлении коммунистов и городе и деревне. И четвёртая – конфликт между Китаем и Вьетнамом, расколовший таиландских коммунистов и вынудивший Пекин переключиться с поддержки таиландских партизан на сотрудничество с официальным Бангкоком.