Книги Громовой ( “Вальхен” - это второй опыт писательницы, публициста) всегда очень достоверны. “Сахарный ребенок” - история девочки, отца которой объявили врагом народа, и она вместе с маой была отправлена на поселения. Правда о репрессиях глазами ребенка выглядит еще страшнее.
“Вальхен” написана совсем недавно - за время карантина в 2020 году. В основе книги лежат история, рассказанная автору крымчанкой Валентиной Георгиевной Салыкиной. Однако образы героев, конечно, собирательны. И вместе с тем ВЫДУМКИ в привычном понимании нет, потому что Громова как всегда пользовалась многочисленными источниками:
“В романе использованы подлинные письма германских военных из книг: Н. И. Бусленко «На Ростовских рубежах: немецкие письма сорок первого года» и «Разгром немцев под Москвой. Признания врага», Р. Кершоу «Немецкие письма 1941-го года. Берёзовые кресты вместо железных», а также дневники, воспоминания и письма остарбайтеров из архива Международного общества «Мемориал».
Дневники, письма , созданные реальными людьми, не могут не поражать своей искренностью, исповедальностью. Налет этот хранит и текст повести.
Главная героиня - тринадцатилетняя девочка Валя - жительница Евпатория.
Для меня, напоенной севастопольским воздухом, взращенной севастопольской природой, все, что имеет отношение к Крыму, священно, особенно к войне в Крыму. Но я как-то больше привыкла воспринимать ее трагические страницы через призму именно обороны Севастополя. Здесь же - тихий, непритязательный Евпаторий. И война раскрылась совсем с другой стороны.
Когда Крым оккупировали немцы, Валю угнали в Германию на работы. Ей повезло: она попала в хорошую семью, не поддерживающую Гитлерский порядок. В семье этой и дали ей имя на немецкий манер - Вальхен.
На первый взгляд, это еще одна книга для подростков о войне. Но так кажется только сначала. Громова создала СОВРЕМЕННОЕ произведение, в котором ПРАВДА о войне, о несправедливости звучит очень громко.
Непонимание подростка, за что выгнали из города с началом войны советских немцев (“Они же не виноваты!!”); обида, что город сдали практически без боя.
“В глубине души живёт ощущение какого-то предательства… не знаю точно – чьего, по отношению к своим советским гражданам. Это возникло после выселения наших немцев, а теперь кажется, что ко всем нам относится. Война затягивается, и уже везде тихонько говорят, что быстрой победы не будет. А как же столько лет нас убеждали, что мы отразим любое нападение, что Красная Армия – самая лучшая?”
Но самые тяжелые страницы, когда после Победы девушки, радующиеся скорому возвращению на родину, узнают, что СССР их жертвы не нужны.
“РОДИНА ВАС ПРОСТИЛА! РОДИНА ВАС ЖДЁТ!!
– Что Родина сделала?! – вдруг закричала Наташа. – Родина меня ПРОСТИЛА? За что?! За то, что она сдала нас фрицам без боя? Что дала угнать в рабство?! За это она меня ПРОСТИЛА? За то, что три года… три года… – Голос сорвался. Марьяна обняла её, но Наташа рыдала, била кулаками по её рукам, уже бессвязно выкрикивая что-то. – …Простили… как они смеют нас прощать?!”
Книга получилась правдивой еще и потому, что показывает все стороны войны. Зверства фашистов по отношению не только к русскому человеку, но и к своим гражданам, не разделявшим убеждения Гитлера. Жестокость освободителей.
Письмо немецкой женщины - подруги хозяйки Вальхен - проникнуто тем же чувством, что испытывали крымчане:
“Чего англичане пытаются добиться своими атаками на гражданское население? Ужас, который творится теперь в Берлине при ковровых бомбардировках, вызывает у меня не желание сдаться, а наоборот – какую-то энергию, смешанную с непокорностью”.
История любой войны - это всегда тяжелое повествование и не только потому, что это история о жертвах, потерях, но и потому, что в войну меняется представление о том, что такое “хорошо”, что такое “плохо”, о том, кого надо считать врагом.
На примере семьи Шольцов Громова постаралась показать, что действительно нет плохой национальности - есть плохие люди. Но с этим так сложно примириться. Поэтому между подругами - Вальхен и Наташей, которой повезло меньше, она работает в тяжелых условиях на заводе, живет в бараке, где все недоедают, - происходит ссора. Причина - все немцы должны быть уничтожены.
“Я бы на твоём месте травила все их продукты… Они же в армию идут, солдат кормить!
– Кого травила?! Клауса? Марту? Детей? Ты что, Наташка! Они меня спасли! Они вам, лагерным, помогают как могут… А ты говоришь – травить. Разве они эту войну придумали?
Наташа упрямо молчала, опустив голову, а потом тихо сказала:
– Ну и что, что не они. Всё равно: раз немцы, значит, враги”.
Война - вовсе не помеха для чувств, настоящих, на всю жизнь. Правда, любовь в военные годы редко бывает счастливой. И в этом еще одна правда этой книги.
Вместе с тем ИСТИНЫ оказалось так много, что немного пострадала художественная сторона. Повесть больше похода на документальное повествование: скупо, без подробностей, совершенно неэмоционально. Нет красивых описаний, нет того, что принято называть “диалектикой души”. Нет динамики в развитии сюжета. А последнее особенно ценно для поддержания интереса к чтению у подростка.