Проезжая по Латвии, можно увидеть невероятную картину: фигуру, летящую на ядре. А далее гигантскую пивную кружку, которая могла бы сравниться размером с довольно крупным частным домом, на которой изображён узнаваемый персонаж сказок. Разумеется, трудно не заинтересоваться таким сюжетом, и многие водители останавливают машины, чтобы выяснить, что все это значит. Ответ их изумляет: здесь располагается усадьба, в которой жил барон Мюнхгаузен. Вполне настоящий.
Это место весьма посещаемое. Сюда водят на экскурсии целые классы. Приезжает множество туристов из разных стран.
Внутри здания расположен музей с фигурой барона, с оленем, на голове которого выросло великолепное вишневое дерево, с чучелами животных и старинной мебелью. На болоте квакают лягушки. Сам барон, видимо, уже вытащил себя вместе с конем из болота и блаженно попивает пиво из большого бочонка.
Когда-то совсем юный сын полковника Отто фон Мюнхгаузена Карл Фредерик был определен пажом в свиту очень известной личности - герцогу Антону Брауншвейгскому (в герцогстве которого и проживал барон), который был генералиссимусом российской армии! Надо заметить, что звание генералиссимус в Российской империи было редким и экзотическим. И существовало не все время, как, например, звание генерала или маршала, а появлялось время от времени при особых обстоятельствах. Генералиссимусами были, например, Меншиков или Суворов... Генералиссимусов, в общей совокупности, за всю российскую историю, было пять. И звание это было, словно проклятое. Как, например, титул герцогов Бэкингемов, когда практически каждый был убит. Здесь же, первый генералиссимус Шеин скончался почти сразу после получения звания. То же самое произошло с Суворовым, Меншиков носил эту гордую приставку к имени ровно полгода. После чего был лишен всего и отправлен в ссылку, где и скончался.
Герцогу Антону Брауншвейгскому, казалось, улыбнулась сама фортуна. Он родился вторым сыном князя Брауншвейг-Вольфенбюттель-Бевернского Фердинанда Альбрехта и племянником Фридриха Великого. Являясь завидным женихом, был сосватан в Российскую империю и стал отцом императора... На этом его везение заканчивается. Потому что дальше он отправлен в ссылку, где проживал в голоде и холоде до самой смерти. И никому из европейских лидеров было не под силу заступиться за столь видную и абсолютно ни в чем не повинную личность.
А начиналось все с того, что у российского царя Петра I был старший брат Иван. И именно он должен был унаследовать престол. Но в результате интриг придворных кланов, верх одержала партия Нарышкиных. Иван, впрочем, тоже стал царем. Одновременно с Петром. И родилось у него пять дочерей. Одной из них была небезызвестная Анна Иоанновна - будущая императрица России. Другой - ее сестра Екатерина, сосватанная ее дядей Петром Великим за герцога Макленбургского и родившая ему дочь Анну Леопольдовну - мать будущего императора России Иоанна VI. А отцом этого Иоанна и мужем Анны Леопольдовны был как раз герцог Брауншвейгский, чьим пажом и стал Карл Мюнхгаузен.
Он ехал в Россию, полный романтических надежд с пылом и энтузиазмом юности.
Вероятно, невиданные московские снега и метели навели его на мысль рассказать в отеле «Король Пруссии», куда стекалось множество людей, послушать его рассказы, о занесенном городе, где он лег спать на снегу, а к утру снег сошел, и он
обнаружил свою лошадь, которую он привязал, как он думал, к колышку, висящей на крыше колокольни.
А осада Бендер во время русско-турецкой войны периода Анны Иоанновны, породила рассказ о полете на ядре.
Война, надо заметить, была не слишком успешной для России, но весьма кровавой. У самого главнокомандующего герцога Брауншвейгского убило несколько пажей. Но барону Мюнхгаузену повезло остаться в живых.
Был он человек, вероятно, легкий. И вместо уныния или скорби, постоянно шутил и рассказывал смешные преувеличивающие реальные события, истории.
Любое, даже неприятное событие, он мог обыграть так, что становилось весело и ему самому и окружающим. Как однажды, когда его с ужасом спросили, каким образом он лишился нескольких пальцев на ноге, он тут же с юмором ответил, что их откусил медведь. И вскоре придумал новую историю, ставшую легендой, как Пруссии, так и всех ближайших земель от Брауншвейгского герцогства до Москвы.
#История. #Мюнхгаузен #Латвия.