Война Германии против Англии в обеих мировых войнах строилась на морской блокаде, т. е. войне на истощение, главную роль в которой играли подводные лодки. Интересно посмотреть, как это подводное противостояние рассматривала советская военная наука.
В годы Первой Мировой войны 340 германских подводных лодок водоизмещением менее 270 тыс. тонн потопили 5860 транспортов суммарным водоизмещением 13,2 млн. рег. тонн (что составляло 70 % от уничтожения всего торгового тоннажа подводными лодками всех сторон). Кроме того, немецкие подводные силы потопили 192 боевых корабля противника, в том числе 12 линкоров, 23 крейсера и 39 миноносцев. При этом на всех морских театрах 600 подводных лодок потопили 237 боевых кораблей, т. е. немцы потопили более 80 % боевых кораблей.
Для защиты своих сообщений от атак германских подлодок союзники привлекли на всех театрах свыше 5000 кораблей различного класса, 2000 самолетов для поиска лодок вдоль берегов и около 200 аэростатов и привязных шаров, с которых велось наблюдение вдоль берегов или в составе конвоев.
Только в Англии было вооружено 3000 гражданских судов, на которые для самообороны было установлено 13 тыс. орудий. К концу войны практически все транспортные суда, плавающие в Северном и Средиземном морях и в Атлантическом океане, получили вооружение. Некоторые орудия были спрятаны, а суда представляли собой «приманки» - когда подводная лодка всплывала для осмотра, по ней открывали огонь замаскированные орудия.
В Англии в создании противолодочных сил участвовало 770 тыс. рабочих и инженеров и 50 тыс. человек, служащих на кораблях и в частях противолодочной обороны. При этом личный состав немецких подводных лодок не превышал 13 тыс. человек. Т. е. на каждого немецкого подводника приходилось 63 английских «противолодочника» или человека, участвующего в создании противолодочных сил.
Такой перекос объясняется преимуществом нападающей стороны, ведь немцы могли небольшим количеством подводных лодок атаковать английские корабли в любой точке, а англичане и их союзники обязана были вооружать и охранять все суда.
В годы Первой Мировой войны впервые широкое распространение получили морские мины. На путях развертывания немецких подводных лодок англичане выставили «великое северное заграждение», состоящее из примерно 100 тыс. мин, в Английском канале - 34 тыс. мин, а в Гельголандской бухте - 43 тыс. мин. Однако при громадных затратах на создание такого количества мин и их постановке мины выполняли лишь роль заграждения. Ведь всего на минах в годы войны подорвалось всего 44 подводных лодки всех стран! Кстати, после войны снятие минных полей становилось большой головной болью.
В первые годы войны потери торгового флота стран Антанты и стран с ними торгующих, были громадными. Например, в 1915 г. германцы потеряли всего 19 подводных лодок, а потопили более 300 судов. А в 1916 г. германское руководство решило вести неограниченную подводную войну, т. е. без соблюдений правил, установленных Женевской и Гаагской конвенциями, которые налагали ряд ограничений на боевые действия, в т. ч. на максимальный ежемесячный потопленный тоннаж торговых судов. Цель Германии была проста - уменьшить снабжение Англии морем настолько, что она капитулирует до вступления в войну США. Однако расчет не оправдался - страны Антанты возмещали торговый флот гораздо быстрей, чем немцы успевали потопить.
К тому же, имея большие потери торгового тоннажа, союзники перешли к системе конвоев, т.е. когда суда шли под охраной. Это снизило потери, однако существенно задерживало грузооборот более, чем на 30 % - разгрузившееся судно ждало формирование конвоя и оставалось в охраняемом порту. Конвой приводил много судов разом, что загружало порт и железные дороги, которые стояли без загрузки в перерыве между конвоями.
В годы Второй Мировой войны ситуация повторилась - союзники снова вынуждены были против немецких подводных лодок выставлять большое количество судов. Например, против 100 немецких подводных лодок, действующих в Атлантике в марте 1943 г., союзники вынуждены были держать в океане 3000 надводных кораблей, 2700 самолетов, из которых 400 самолетов базировались на десяти авианосцах, 17 дирижаблей, сотни тральщиков, подводных лодок и 25 000 катеров противолодочной обороны в прибрежной зоне. Почти 3 млн. англичан и американцев работали на берегу на заводах, в учреждениях, чтобы обеспечить работоспособность противолодочной обороны в Атлантике.
Только поражение на суше позволило устранить угрозу атаки немецких подводных лодок.
#история
#первая мировая война
#война
#подводная лодка
#германский флот
#битва за атлантику