Найти тему
Друг Народа

Эффективность подводной войны против Англии в цифрах - что говорила советская военная наука

Война Германии против Англии в обеих мировых войнах строилась на морской блокаде, т. е. войне на истощение, главную роль в которой играли подводные лодки. Интересно посмотреть, как это подводное противостояние рассматривала советская военная наука.

Германская подлодка U-7, была по ошибке потоплена в 1915 г. Фото из Википедии
Германская подлодка U-7, была по ошибке потоплена в 1915 г. Фото из Википедии

В годы Первой Мировой войны 340 германских подводных лодок водоизмещением менее 270 тыс. тонн потопили 5860 транспортов суммарным водоизмещением 13,2 млн. рег. тонн (что составляло 70 % от уничтожения всего торгового тоннажа подводными лодками всех сторон). Кроме того, немецкие подводные силы потопили 192 боевых корабля противника, в том числе 12 линкоров, 23 крейсера и 39 миноносцев. При этом на всех морских театрах 600 подводных лодок потопили 237 боевых кораблей, т. е. немцы потопили более 80 % боевых кораблей.

Для защиты своих сообщений от атак германских подлодок союзники привлекли на всех театрах свыше 5000 кораблей различного класса, 2000 самолетов для поиска лодок вдоль берегов и около 200 аэростатов и привязных шаров, с которых велось наблюдение вдоль берегов или в составе конвоев.

Германская подлодка в годы Первой Мировой войны. Фото из открытых источников
Германская подлодка в годы Первой Мировой войны. Фото из открытых источников

Только в Англии было вооружено 3000 гражданских судов, на которые для самообороны было установлено 13 тыс. орудий. К концу войны практически все транспортные суда, плавающие в Северном и Средиземном морях и в Атлантическом океане, получили вооружение. Некоторые орудия были спрятаны, а суда представляли собой «приманки» - когда подводная лодка всплывала для осмотра, по ней открывали огонь замаскированные орудия.

В Англии в создании противолодочных сил участвовало 770 тыс. рабочих и инженеров и 50 тыс. человек, служащих на кораблях и в частях противолодочной обороны. При этом личный состав немецких подводных лодок не превышал 13 тыс. человек. Т. е. на каждого немецкого подводника приходилось 63 английских «противолодочника» или человека, участвующего в создании противолодочных сил.

Такой перекос объясняется преимуществом нападающей стороны, ведь немцы могли небольшим количеством подводных лодок атаковать английские корабли в любой точке, а англичане и их союзники обязана были вооружать и охранять все суда.

Французы на немецкой подлодке UC-61, взорванной своей командой из-за посадки на мель у французского побережья, 1917 г. Фото из открытых источников
Французы на немецкой подлодке UC-61, взорванной своей командой из-за посадки на мель у французского побережья, 1917 г. Фото из открытых источников

В годы Первой Мировой войны впервые широкое распространение получили морские мины. На путях развертывания немецких подводных лодок англичане выставили «великое северное заграждение», состоящее из примерно 100 тыс. мин, в Английском канале - 34 тыс. мин, а в Гельголандской бухте - 43 тыс. мин. Однако при громадных затратах на создание такого количества мин и их постановке мины выполняли лишь роль заграждения. Ведь всего на минах в годы войны подорвалось всего 44 подводных лодки всех стран! Кстати, после войны снятие минных полей становилось большой головной болью.

В первые годы войны потери торгового флота стран Антанты и стран с ними торгующих, были громадными. Например, в 1915 г. германцы потеряли всего 19 подводных лодок, а потопили более 300 судов. А в 1916 г. германское руководство решило вести неограниченную подводную войну, т. е. без соблюдений правил, установленных Женевской и Гаагской конвенциями, которые налагали ряд ограничений на боевые действия, в т. ч. на максимальный ежемесячный потопленный тоннаж торговых судов. Цель Германии была проста - уменьшить снабжение Англии морем настолько, что она капитулирует до вступления в войну США. Однако расчет не оправдался - страны Антанты возмещали торговый флот гораздо быстрей, чем немцы успевали потопить.

Окончание Первой Мировой войны, немецкие подводники сдаются англичанам. Фото из открытых источников
Окончание Первой Мировой войны, немецкие подводники сдаются англичанам. Фото из открытых источников

К тому же, имея большие потери торгового тоннажа, союзники перешли к системе конвоев, т.е. когда суда шли под охраной. Это снизило потери, однако существенно задерживало грузооборот более, чем на 30 % - разгрузившееся судно ждало формирование конвоя и оставалось в охраняемом порту. Конвой приводил много судов разом, что загружало порт и железные дороги, которые стояли без загрузки в перерыве между конвоями.

В годы Второй Мировой войны ситуация повторилась - союзники снова вынуждены были против немецких подводных лодок выставлять большое количество судов. Например, против 100 немецких подводных лодок, действующих в Атлантике в марте 1943 г., союзники вынуждены были держать в океане 3000 надводных кораблей, 2700 самолетов, из которых 400 самолетов базировались на десяти авианосцах, 17 дирижаблей, сотни тральщиков, подводных лодок и 25 000 катеров противолодочной обороны в прибрежной зоне. Почти 3 млн. англичан и американцев работали на берегу на заводах, в учреждениях, чтобы обеспечить работоспособность противолодочной обороны в Атлантике.

Германская подлодка U-35 атакует английский сухогруз, 1917 г. Фото из открытых источников
Германская подлодка U-35 атакует английский сухогруз, 1917 г. Фото из открытых источников

Только поражение на суше позволило устранить угрозу атаки немецких подводных лодок.

#история

#первая мировая война

#война

#подводная лодка

#германский флот

#битва за атлантику