Летом 1826 года, к именинам императора, в Пятигорске готовили по-настоящему царский подарок. Из машукского камня с лепниной на фасадах, в стиле зрелого классицизма, построили величественной здание минеральных ванн — первое в Империи. Бальнеологическое учреждение и получило название в честь царя-именинника — Николаевские.
Занимались строительством, конечно, знаменитые пятигорчане-итальянцы братья Джузеппе и Марко Бернардацци. Ванны появились в самом сердце Пятигорска у подножия горы Горячей. В плане будущее здание Николаевских ванн напоминает парящего орла. В восточном крыле располагалось мужское отделение, в западном – женское.
Боковые ризалиты выполняли функцию зала ожидания и отдыха. А целебная вода для отпуска процедур, спускалась по трубам, которые были скрыты от глаз специальным архитектурным решением - каменной лестницей в 68 ступеней, с боковыми каскадами и смотровыми площадками. Полная отделка здания завершилась к 1831 году. Здание Николаевских ванн стало первым и одним из самых капитальных бальнеологических учреждений не только группы Кавказских Минеральных вод, но и всей России.
Самым знаменитым посетителем пятигорского ванного отделения стал, конечно же, Михаил Юрьевич Лермонтов. Хотя, восемью годами ранее его прибытия в Пятигорск, николаевскими ваннами любовался Александр Сергеевич Пушкин, а вслед за ним, по дороге в Петербург сюда заехал на оздоровление юный принц Персии Хосров-Мирза.
Шел 1837 год. По дороге на Кавказ Михаил Лермонтов сильно простудился. Поэта сослали из Петербурга на Кавказ «лечить» голову и мысли от вольнодумия за стихотворение «Смерть поэта». Николай I приказал даже обследовать в полковом госпитале Лермонтова на предмет сумасшествия. Так поэт оказался в тот высокий летний сезон в Пятигорске.
В архиве курорта обнаружились удивительные записи. В "Книге на записку прихода денег, получаемых от посетителей" Николаевских ванн зафиксировано, что господин Лермонтов принял 20 серных ванн в кабине под номер четыре в июнь с 4 по 23 числа. А Марии Лопухиной он отправлял письма из Пятигорска, в которых рассказывал, что принимает ванны в Николаевском павильоне и пьет воду точно утка.
Весной 1917, практически сразу после исторического манифеста отречения от российского престола, ванное отделение Пятигорска переименовали. Ванны, названные в честь царя, по иронии судьбы переименовали в честь неугодного ему же поэта.
Валерия Поддаева