РУССКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ДРАМТЕАТР
Красива и самобытна площадь имени В. И. Ленина, ранее называемая Комсомольской площадью. Наверное, мало кто помнит, что на месте современного памятника В. И. Ленину, установленному 6 ноября 1967 года здесь был сооружен Макет памятника сделанный из фанеры в натуральную величину, а уж потом установлен тот, что сейчас мы видим.
Об архитекторах и проектировщиках площади Ленина написано много. Сведений же о строительстве здания Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан – участника и призера, Всероссийских и Международных фестивалей разных лет сказано, очень мало. Многие годы коллектив театра возглавлял режиссер М.И.Рабинович, заслуженный деятель искусств РФ и РБ.
В создании театра принимали участие многочисленные трудовые коллективы города, сведения об этом были опубликованы в газете «Вечерняя Уфа» лишь однажды. Поэтому поближе познакомимся с этим коллективным творением горожан.
Проект театра был индивидуально разработан Московским институтом ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. О том, какие сложности в его проектировании и строительстве пришлось преодолеть, рассказал на страницах этой газеты А. И. Пучков, работавший в то время в управлении капитального строительства Уфимского горисполкома. Вот некоторые факты.
За время строительства сменилось два архитектора. Первым был Г. Н. Уткин, которого сменил А. И. Печенкин. Ввиду долгостроя этого объекта, чему свидетелями были все горожане, проект устарел. Тогда-то и пригласили московских скульпторов – Владимира Лемпорта и Николая Силиса. Им было поручено оформление пилонов – вертикальных колонн перед входом в театр. Пилоны эти делались в технике кованого бетона и имели название «Гимн».
Обычно такого рода работу делают из гипса, который более податлив, чем бетон. Но у московских скульпторов уже был опыт работы с бетоном в Афинах, где они оформляли фасад советского посольства. Вот они и перенесли свой опыт на наш драмтеатр.
Для этого ими была сделана модель высотой 1м 10 см и затем она была передана рабочим-форматорам на увеличение с общей площадью пилонов в 198 кв.м.
Обрамление козырька, голубого фриза на фасаде театра было предложено Печенкиным. Модель фриза из картона, напоминающего не то рыбью чешую, не то волны Агидели, он сделал сам в натуральную величину площадью в 100 кв.м. Воплотили же его замысел рабочие Уфимского МПО. Ими же были сделаны металлические заготовки. Каждая такая чешуя выкраивалась из металлического листа площадью метр на метр.
Покрывали эмалью и обжигали эти заготовки на уфимском заводе «Эмальпосуда». Работа была очень сложной, так как приходилось работать с металлом, нагретым до 1200 градусов. Для этого использовали молотки с длинными ручками. Ими правили нагретый и деформированный металл, так как чешуя имела не плоскую, а объемную форму..
Эмаль наносили в виде порошка, но не механически, а старались выявить художественный образ. Оттого тщательно подбирали цветовую гамму, которая состоит из трех оттенков, что придает цвету движение. Когда смонтировали фриз, родилась идея украсить его картушами – своеобразными эмблемами, сделанными из кованой меди. Каждое из 12 изображений имеет свое название. Для фойе был предусмотрен цветной паркет. Изготовляли его штучно в тресте «Башкиргражданстрой». Пропитку олифой делали в автоклавах на заводе синтезспирта. Материал – береза и дуб. Люстры в нижнем фойе набраны из стекла завода «Салаватстекло», а в верхнем из чешского стекла. Для этого пришлось купить около 200 чешских светильников. Металлический каркас для люстр изготовили специалисты Уфимского приборостроительного завода. Они же и произвели ее монтаж. Дверные бронзовые ручки были изготовлены на УМПО. Эскиз концертного занавеса в стиле «модерн» сделал сам Алексей Иванович Печенкин. Строительство театра длилось более 10 лет. Сейчас, глядя на архитектурное украшение города, многие уфимцы могут с гордостью сказать, что здесь вложена частица их труда и рабочего таланта.
Началом театральной жизни города можно считать время, когда в 1772 году на тогдашней улице Голубиной, а нынче улице Пушкина, в доме мензелинского воеводы ссыльными поляками была построена сцена и на ней дважды на польском языке была поставлена оперетта «Пан Бронислав».
В 1841–1843 годах в специально отведенном помещении выступала первая профессиональная труппа, возглавляемая известным антрепренером Н. А. Соколовым. В 60–70-е годы позапрошлого столетия купцом Блохиным в саду был построен Зимний театр, но он вскоре сгорел. Сад перешел купцу Виденееву, который восстановил там Летний театр, открывший свой сезон в 1894 году. В нем выступали выдающиеся актеры Малого театра: Яблочкина, Стрепетова, братья Адельгеймы и многие артисты разных театров России. Именно эту, основанную на высоких артистических началах драматургию и несет сегодня коллектив театра в здании, возведенном уфимцами. К нему от подошвенной части Цэсовской горы подходит Уфимское шоссе – до революции Сибирский кандальный тракт, повидавший на своем веку много горя.