Николас Старгардт. Мобилизованная нация. Германия 1939–1945. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2021.
О таком грандиозном событии мировой истории, как война, исследователи пишут, опираясь на массу документов, но профессор Оксфордского университета Н. Старгардт избрал чрезвычайно личные материалы: письма и дневники немцев.
Очень личные, порой эмоциональные, эти документы создают образ людей на фоне грандиозных событий, и становится вдруг понятно, как нация выдающихся поэтов и писателей, композиторов и философов искренне превратилась в общество, противопоставившее себя не только всему миру, но и традиционным нравственным ценностям: немцы убедили себя, что Вторая мировая война для Германии – война оборонительная, те же самые враги, которые пытались погубить Германию в Первую мировую, теперь обрушились на страну с новой силой. Так рождается особый «патриотизм борьбы», который заставляет поддерживать армию, принять начало войны в 1939 г., терпеть лишения, сражаться на фронтах и верить в «честных солдат вермахта», которые сражаются «ради страны».
Правда, автор не говорит о том, что идею оборонительной войны создали нацистские идеологи и наложили её на раздуваемые «патриотические чувства добрых немцев», а Гитлер нашёл оправдание жажде реванша за Первую мировую – «Германия возвращает своё!» И немцы подхватили идею, гласившую, что «стремление к возрождению нации делает совершенно не важными страдания тех, кто к ней не принадлежит». Даже офицеры и солдаты, вынужденные убивать мирное население (как ни открещивался вермахт от подобных действий, логика войны требовала «беспощадности к врагам рейха»), убеждали себя в дневниках, что им приходится так действовать, но зато потом Германия обретёт покой.
А во второй половине войны, когда войска Красной армии приближались, к тщательно культивируемому патриотизму прибавилась пропаганда, создающая «большевистских чудовищ» и «орд с Востока».
Возникает невероятное сочетание патриотизма («Германия превыше всего!»), страха, доходящего до ужаса, из-за преследования со стороны гестапо и страха мести за совершенные преступления. Но автор выделяет ещё одну сторону явления: «Безусловная верность офицерского корпуса присяге фюрер и солдатское послушание».
Автор доказывает, что немцы в тылу были прекрасно осведомлены о том, что происходит на Восточном фронте – тысячи писем, фотографий, посылок шли в семьи, да и положение в концлагерях, высылка на восток сотен тысяч евреев, истребление сопротивляющихся – никто не видел ничего, но все всё знали! Не случайно ожесточение бомбардировок Германии немцы воспринимали как «возмездие за то, что они сделали с евреями», там более что очень многие немцы получили прямую выгоду от Холокоста – неарийские магазины, дома, товары, финансы служили «истинным арийцам».
Очень важно, что немцы на протяжении войны культивировали в себе чувство жертвы – это всё проклятые банкиры-евреи, англо-американские капиталисты (тоже евреи!), безжалостные комиссары (опять же евреи!) хотят погубить Германию, поэтому немцы вынуждены воевать и даже быть жестокими.
И автор убедительно доказывает, что немцы создали своеобразное патриотически-паническое мироощущение: если немцы не будут бороться, то придут безжалостные враги, которые уже погубили Германию в 1918 г., а тех, кто ослабел или струсил, ждёт вездесущее гестапо и военно-полевые суды.
Книга читается очень живо, а сочетание авторских размышлений и массы свидетельств реальных людей эпохи Второй мировой войны делает текст просто захватывающим.