Борьба с преступностью ведется государством с момента зарождения. Хотя усилия власти и общества — это явление по-прежнему остается неискоренимым. Причина кроется в несправедливом устройстве общества, отсутствии равных возможностей для всех слоев населения. В XX веке к борьбе с уголовной преступностью подключены не только милиция (полиция), спецслужбы, но и такие «гражданские» структуры, как учреждения социальной помощи населению, государственно-властные и муниципальные органы.
Столь большой круг структур, каждая из которых действует в рамках полномочий и по отдельным направлениям, требует координации усилий и согласования действий. Эта функция в России возложена на прокуратуру. О том, как осуществляется координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью - пойдет речь в статье.
Координация прокуратурой деятельности правоохранительных органов
Как следует из этимологии слова «координация» — это деятельность, направленная на объединение и согласование усилий, с целью достижения единой цели, которой является снижение уровня преступности в целом по стране, или в отдельных регионах.
Исходя из этого, решаемые задачи по координации можно условно разделить на три уровня:
- общегосударственного масштаба – уровень Генерального Прокурора РФ;
- регионального (областей, краев, республик) – уровень руководителей соответствующих субъектов;
- местного масштаба (районов, городов) – самый многочисленный контингент сотрудников, вовлеченный в работу по координации работы с населением.
Как следует из анализа деятельности, координационные полномочия прокуратуры не подразумевают расследование преступлений. Однако, для раскрытия сложных, особо опасных или вызвавших общественный резонанс преступлений, могут создаваться специальные группы, в которых задействованы сотрудники всех силовых ведомств. Руководство такой группой возлагается на прокурора. Прокурорами координируется деятельность по борьбе с преступностью, определяется стратегия и тактика раскрытия преступления, отдаются поручения каждому из силовых блоков на выполнение конкретных задач (в пределах компетенции) и контролируется согласование действий и ход выполнения.
Основные задачи, второстепенные функции
Для выработки единой стратегии борьбы прокуратура, совместно с руководством правоохранительных органов, решает основные и сопутствующие задачи.
К числу первых координирующих функций прокуратуры следует отнести:
- детальный анализ криминогенной обстановки в пределах территориальной ответственности;
- анализ практики предупреждения и расследования наиболее массовых преступлений;
- составление и согласование планов по профилактике и раскрытию преступлений каждой задействованной структурой: полицией, ФСБ, ФСИН, налоговыми органами, МО;
- организацию взаимодействия с органами муниципальной власти;
- контроль со стороны прокуратуры за выполнением планов каждой из правоохранительных и силовых структур.
Кроме основных, имеющих практическое значение, прокуратура реализует второстепенные функции:
- отчет в вышестоящие прокуратуры о выполнении федеральных программ по борьбе с преступностью;
- информирование органов государственной/муниципальной власти об уровне и динамике преступности в районе, городе, регионе;
- составляет перспективные планы снижения уровня общеуголовной преступности;
- изучает опыт других субъектов по сходной проблематике;
- организует обмен опытом и повышение квалификации сотрудников на государственном и международном уровне.
8 (800) 200-46-92 – Бесплатная консультация
Какую роль играет, правовое регулирование
Правовое регулирование координационной деятельности осуществляется в соответствии с ч.1 ст.8 ФЗ-2202-1.
Несмотря на то что задачи по осуществлению координации усилий правоохранителей закреплены в законе «О прокуратуре» и основные задачи решают прокуроры на местах, это направление противоречит Конституции РФ (п. «е» ст. 114), в которой деятельность по организации и координации мероприятий против преступности отнесена к полномочиям Правительства РФ.
Прокуратура создавалась и функционирует как надзорный орган, основная задача которого – прокурорский контроль за исполнением законов. Наделение её дополнительными, несвойственными задачами ведет к «распылению» сил, снижению эффективности работы по основным направлениям, недостаточности авторитета для руководителей других правоохранительных органов, которые относятся к прокурорам с долей скептицизма. Рассматривают вмешательство в свою сферу влияния как досадную помеху реализации собственных планов.
Кроме правоохранительных органов, в сферу координационной ответственности попадают органы, правоохранительными не являющиеся. На них не возложены задачи бороться с уголовной преступностью. Более того, значительный контингент государственных и муниципальных служащих, сами являются объектами интереса со стороны полиции, налоговиков и ФСБ по делам о коррупции.
Посвящение их в планы и методы организации борьбы – значит обесценивать работу правоохранителей в целом. Зачастую глава муниципального образования имеет больший политический и административный «вес», чем прокурор, которому сложно противостоять некомпетентному, дилетантскому мнению «старшего начальника», не заинтересованного в «борьбе» с источниками его доходов.
Читайте также: Порядок направления уголовного дела прокурору с обвинительным актом
Полномочия прокуроров, какое могут оказывать влияние
Высшие органы власти РФ почти утратили бразды управления в государстве. Решают исключительно узкоклановые интересы, перенаправляя решение важных для населения вопросов главам регионов. Таким образом, высшему эшелону власти удается снять с себя ответственность за непопулярные решения. По такому же принципу работает Правительство РФ. В соответствии с Конституцией – именно оно и его специальный орган должен координировать усилия воюющих с преступностью органов. На практике: важная для всей страны задача, перепоручена малочисленному надзорному органу, не предназначенному для решения столь глобальных задач.
Во исполнение ч.1 ст.8 ФЗ-2202-1 на органы прокуратуры возложена координация деятельности по борьбе с преступностью. Возглавляющие местные региональные прокуратуры, по должности, назначаются председателями координационных совещаний. Кроме них в состав входят руководители (заместители) органов правоохраны, должностные лица из высшего эшелона муниципальной и государственной власти и военного управления на подведомственной территории. В качестве членов совещания привлекаются руководители образовательных учреждений, провластных СМИ.
Теоретически, совещания должны проводиться не реже 1 раза в квартал, либо – во внеочередном порядке – по требованию прокурора или одного из участников совещания (из правоохранительных органов или военного управления).
Решение совещания по координации усилий по снижению уровня уголовной преступности оформляются в форме постановления. Для реализации принятых решений издаются приказы, которые адресованы органам и организациям, так или иначе, включенным в сферу противодействия преступности. Являются обязательными к исполнению. Контроль за исполнением возлагается на руководителей. Общий анализ достигнутых результатов возлагается на прокурора. Координационная деятельность прокуратуры малоэффективна. Наглядный пример — статистика:
За 30 лет в России не удалось достичь прогресса в борьбе с преступностью. Динамика носит волнообразный характер, но данные за последние годы свидетельствует о том, что уголовную преступность не только не удалось победить, но даже сколь-нибудь снизить.
8 (800) 200-46-92 – Бесплатная консультация
Источник: magoblproc.ru
Подписывайтесь ✍ и ставьте палец 👍, будет много интересного🎈