От военного кино мы натерпелись уже всякого, но тут работа от режиссера "Брестской крепости" - Александра Котта. С надеждой на проверенного человека решил посмотреть первые серии и теперь делюсь впечатлением.
Внимание, будут спойлеры! Кто не спрятался, я не виноват!
Думаю, все уже поняли, о чем сериал - великий советский композитор Дмитрий Шостакович написал симфонию, которая позднее станет известна как "Ленинградская". 9 августа 1942 года состоится ее премьера в блокадном Ленинграде, симфония в исполнении истощенных музыкантов станет символом победы над смертью, доказательством того, что Ленинград все еще жив, продолжает сражаться и ни за что не падет. Словом, история более чем достойная фильма.
Однако после целой череды киноподелок, в лучшем случае, бездарных и бестолковых, а в худшем - порочащих память о подвиге советского народа, в "живительную силу искусства" как-то не верится.
Да и эта зловещая надпись в начале фильма сразу настораживает
Невольно готовишься увидеть какую-нибудь, как сказал бы Михалков, "пошлость, звенящую пошлость" вроде булочно-трамвайной мотивации или михалковской же лобовой атаки безоружных людей на немецкие пулеметы. Ну или хотя закадрового спича Мединского о том, что...
Но первое, что бросается в глаза - любовь к деталям. Персонажи, их одежда, речь, лица - все кажется вполне гармоничным, соответствующим эпохе. Здесь нет ни одной силиконовой куклы, ни одного барбершопного хипстера, которые бы просто переоделись под людей 40-х годов прошлого века.
Детализовано и достоверно изображен Ленинград: на улицах мы наблюдаем счетверенные зенитные пулеметы Максима, защитники города перемещают аэростаты, на перекрестках пару раз попали в кадр звукоулавливатели - в общем, жизнь в постоянном страхе бомбежек нам демонстрируют убедительно и правдиво, без МХАТовских картонных условностей.
Начинается фильм со сцены прощания НКВДшника (Алексей Кравченко) со своей семьей - жена и двое детишек покидают город на каком-то баркасе. Сам факт того, что в кадре появляется вменяемый человек вместо маниакального любителя расстрелов - уже греет душу.
"Семья для меня главное, ты это знаешь" - произносит среди прочего, прощающийся с женой чекист. Наверное, это все-таки случайность, но мысль о Вине Дизеле-чекисте уже успела засесть в голове)))
"Товарищ, не курим - здесь запрещено!" - строго доводит до сведения чекиста какая-то барышня, явно не боясь, что ее укокошат из ТТ. Однако тут случается беда - авианалет. Посудину с семьей чекиста топят фашисты, герой ничем не может им помочь - в отчаянии высаживает в воздух магазин пистолета и с ужасом наблюдает, как уходит на дно судно с его родными на борту.
При этом чекист падает, поднимается, запутывается в рыболовной сети. Видимо, это должно было вот вообще до полных кретинов донести мысль, что герой сейчас совершенно бессилен и является лишь зрителем собственной жизненной драмы. На мой взгляд - явный перебор, опустошенного магазина пистолета и игры Кравченко более, чем достаточно.
Далее нам показывают молодую скрипачку, которая после авианалета спешит на выступление оркестра. Здесь уже в сборе интеллигентный коллектив - люди делятся друг с другом своими переживаниями на тему запаздывающей эвакуации, угрозы полного окружения города, тяжелого положения на фронте. Один из героев пытается нервно шутить про то, что город спасут "стремительным ударом и малой кровью". В общем, напряжение чувствуется в каждой фразе и каждом жесте людей.
Тут кто-то замечает, что Карл Ильич Элиасберг (настоящее имя дирижера, которого играет Алексей Гуськов) чуть ли не впервые в жизни опаздывает. Оказывается, в это время дирижеру сообщают "пренеприятное известие" - оркестр решено оставить в городе для поддержания морального состояния защитников города и мирных жителей. Элиасбергу предлагают бросить оркестр и уехать одному, тот отказывается.
Дирижер наконец-то заходит в зал, сообщает новость своим коллегам. Бурное обсуждение пресекает на корню, усмиряет подопечных. "Бетховен не виноват, что нас сегодня бомбили. Давайте хоть что-то сделаем для искусства".
В общем, Гуськов тоже играет адекватного, интеллигентного советского человека. Помнится, выступал он уже как-то в роли "благородных зеков" и з числа жертв сталинизма. Тут как будто все в порядке, прямым текстом заявляет, что родители его назвали Карлом в честь Маркса.
Во время очередной бомбежки рожает флейтистка, которую играет Елизавета Боярская (в этом сериале она даже почти не раздражает). Аналогичный эпизод я читал в "Блокадной книге" Адамовича и Гранина. Вероятно, создатели фильма действительно изучали исторические источники, это прям подкупает.
Однако в описанной бочке меда нашелся таки целый половник дегтя. Уже упомянутая юная скрипачка из ревности строчит донос на жену дирижера, собственную учительницу музыки - мол, та укрывает в квартире своего брата (насколько я понял, бывшего заключенного, которому в Ленинград вообще нельзя ни ногой, но шансы вылечить туберкулез у него только в городе есть).
Герой Алексея Кравченко арестовывает Надежду Бронникову (жену дирижера) и увозит в неизвестном направлении.
Вот как будто сглазил... Что сейчас вообще началось? Что за дичь-то неполживая? Так-то Бронникову никто не "принимал", более того, она вместе с мужем выступала во время первого исполнения симфонии в Ленинграде. И оба благополучно пережили и блокаду и войну в целом. Зачем врать-то, ради какого такого драматизма? Как будто голода, ежедневной опасности и уже созданной атмосферы осажденного города недостаточно.
Дальше - больше. По ходу второй серии (пока всего две вышло) выясняется, что чекист "не любит музыку", а также ему не чужд антисемитизЬм, о чем чекист в лоб заявляет дирижеру. Однако скрепя сердце герой Кравченко делает все возможное, чтобы возродить оркестр во время блокады - ищет полуживых музыкантов, параллельно пытается пристроить в приют внука умершего настройщика инструментов.
И воспитательница с ходу уводит паренька на обед. Шта? То есть в блокадном городе, где царят голод и антисанитария постороннего ребенка вот так с ходу усадили бы за стол с другими детьми?
Да через день они бы все уже чесались от вшей, а где вши, там и тиф! Это просто азбука, которую в Союзе сотрудники приюта не могли не знать. Так что паренька должны были обработать керосином, обрить, помыть, обстирать и только после этого пустить в коллектив.
В общем, насколько я понял, теперь "темного дикаря" чекиста на протяжении нескольких серий будут старательно окультуривать и облагораживать музыканты во главе с Элиасбергом и его женой (которую таки неожиданно вернули из мест не столь отдаленных).
Что будет дальше - посмотрим, пока есть чувство подпорченного кино. Если будет интересно мое мнение о сериале полностью - просто поддержите этот материал лайком, и разговор о "Седьмой симфонии" мы продолжим.
Спасибо за внимание!
З.Ы. Уважаемые читатели, у моего университета появился собственный Дзен канал. Периодически статьи для него будет писать и ваш покорный слуга (в том числе, по истории). Если не составит труда - загляните к нам на огонек и подпишитесь. Вас ждут познавательные материалы о последних научных достижениях и житейские рекомендации от ученых.
Ссылочка ЗДЕСЬ.
#кино
#война
#история
#блокада
#Ленинград
#Великая отечественная война
#музыка