Найти тему

«Закрепы» в книге: что это и как их правильно делать

Здравствуйте. Сегодня я начну разговор на важную тему. Сколько времени человек читает книгу? Понятно, что не за раз. Он ее откладывает, возвращается. Может читать от нескольких дней до месяца. Ну, есть и такие товарищи, которым и года мало.
Через неделю даже сногсшибательные новости отходят на второй план, что уж говорить о сюжете и персонажах романа. Да вы и сами наверняка замечали, что некоторые книги помнятся долго, а некоторые забываются, стоит только перевернуть последнюю страницу.
Чтобы читатель все запомнил и с радостью вернулся к книге, есть особые приемы. Один из них –
закрепы.

Вряд ли вы найдете информацию о закрепах в произведении, собранную в одной статье. Да и слова такого не найдете – я его придумал для себя, чтобы классифицировать текстовые элементы, которые по-разному повторяются в произведении – то есть закрепы. Предупреждаю, что сложного материала будет много, но этот прием стоит того, чтобы его понимать и применять.

Главные цели закрепа:
► не дать читателю забыть ход событий;
► не дать читателю забыть важную информацию;
► акцентировать внимание читателя на необходимых для понимания всего вещах;
► обеспечить непрерывность сюжетных линий (без сюжетных дыр).

Для маститых писателей закрепы – это нечто, само собой разумеющееся. Еще в 1999 году писатель В. Купцов сказал, что в книге должны повторяться «1. Время года (1 раз). 2. Время суток (1 раз в эпизод). 3. Погода, осадки (1 раз в эпизод). 4. Цвета (по всему тексту). 5. Запахи (по всему тексту). 6. Вкус. 7. Тактильные ощущения – необязательно. 8. Температура (воздух, вода, металл) – необязательно. 9. Болевые ощущения – необязательно».
Не без юмора, конечно, но мы же помним, что в каждой шутке есть доля правды. Тут главное – не переборщить, но и не игнорировать повторы.

Все закрепы я разделил на группы:

-2

Итак, семь видов закрепов. В каждой группе набор нужных повторов. Можно добавить то, что важно именно для вашей книги. Я же покажу те элементы, которые закрепляются практически в каждом произведении. А в конце темы расскажу о приемах закрепления (то есть как это делается) и приведу примеры.

I. ЗАКРЕПЫ ВРЕМЕНИ
Необходимо повторять то, что касается времени, в котором происходят события.

Время направленности. Современность, прошлое, будущее. Хорошо бы напоминать, когда же все происходит, а то читатель может и забыть, что это, скажем, XII или XXV век.
Время действия. Вчера, сегодня, завтра, на прошлой неделе и т.д. Повтор, изменяющий время, показывающий его, отделяет одно событие от другого.
Время суток. Утро, полдень, день, вечер, ночь – повторы создают последовательность событий.
Время года. Не знаю, как вам, а мне лично не нравится, когда я не понимаю, когда же все происходит, что там – на дворе?

Важно, а когда же делать закреп? Не будем же назойливо повторять что-то на каждой странице, в каждом эпизоде? Кроме того, как самому писателю не забыть про него?
Предлагаю вам сохранить материал, пользоваться моими таблицами, словно таблицами Брадиса ☺.

Слева перечислю основные места для закреплений. Черными крестиками я обозначил возможные места закрепа, а красными – обязательные.

-3

Это не значит, что мое мнение – единственно верное. Все условно. Элементы закрепов важны в разной степени. Что необходимо повторять – решать писателю. Такая таблица поможет вам и при редактировании романа, напомнит то, что вы забыли. Для написания серии книг – вообще палочка-выручалочка.
Дальше я расскажу о ключевых и знаковых повторах.

©
Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.
писательство писательское мастерство как написать книгу начинающий писатель литература