Хочу поделиться личным опытом как за последние полтора года глубоко погрузился в мир Hi-Fi, переслушал большое количество усилителей, акустики, проводов и т.д. отказался от домашнего кинотеатра в пользу стерео, собрал сетап Hi End уровня и в итоге остановился на полочниках. Расскажу подробнее в нескольких статьях на разные темы, может данная информация окажется для кого-то полезной, при покупке первой или апгрейда существующей системы.
Все началось с короны, когда все было закрыто, делать было особо нечего, решил обновить свой старенький ресивер Yamaha и простенькие колонки wharfedale которые годились только для ДК..
Level 1
Про ресиверы думаю написать отдельно, пока пропущу эту тему. Стал вопрос с выбором колонок на замену, бюджет определил +/- 60 т.р. не было ни опыта ни желания долго выбирать, что то слушать, хотелось просто чего то нового и свежего, не углубляясь в технические характеристики и прочую казуистику. Так как я, делать не стоит, лучше погрузиться в вопрос, походить на прослушку, покопаться на вторичке и ... все равно на этом не остановиться, если в голове посеялось зерно аудиофилии)
Почитал отзывы, обзоры, полистал сайты популярных магазинов аудиотехники, пообщался с консультантами и остановился на Dali Oberon 5. Четкого понимания, точнее вообще никакого понимания по поводу того, что нужно от звука не было.
Эффекта «ВАУ» не произошло, ну стал звук вроде лучше, басы другие но без саба все равно маловато, в 6 раз дороже тех же wharfedale, но магии Hi-fi пока не возникло. Взялся за ресивер, в итоге поменял несколько, разных производителей, увеличивая их стоимость. Характер звука менялся, напор, масштаб … но не цепляло.
Level 2
В один прекрасный день попал на мероприятие в аудиосалоне на Арбате, организованное Dali и Cambridge, спикером был известный многим Михаил Борзенков.
Вдоволь наслушался и B&W 700 серии с усилителями Rotel RA 1572 и их мощниками, Dali Opticon 6 с Cambridge CXA 81 и Marantz 8006, вообщем вечер прошёл замечательно, ещё и выиграл демонстрационный диск Dali (зелёный) vol. 5 (тоже в дальнейшем повлиял на развитие моей системы).
Вернувшись домой и включив свои Oberon я понял, что вот она - бездна в звуке! Мне не хватает послезвучий, деталей, струны звучат глухо и уныло, инструменты не отделяются от колонок и не парят в воздухе. Решил, что дело в колонках и что мне нужны Dali Opticon 6. Это действительно достойная акустика, пожалуй одна из лучших по соотношению цена - качество в ценовом диапазоне до 130 т.р., дает «вкусный», понятный звук для начинающих аудиофилов, начинаешь понимать на что обращать внимание в звуке, ощущаешь ту самую магию Hi-fi. Конечно, более опытные аудиофилы не согласятся со мной, скажут мол Dali это попса с предсказуемым звуком.. да это так, но они очень универсальны, и на мой взгляд идеальны как входной билет в мир аудио, некая отправная точка которая не даст разочароваться и породить непонимание: «а почему так дорого?!»
Загоревшись Оптиками начал копить на них деньги и выставил на продажу Обероны. Вот ещё оборотная и не очень приятная сторона этого увлечения, если покупаешь новое, будь готов продавать с большим дисконтом, и чем дороже техника, тем больше приходится скидывать… поэтому решил помониторить известный сайт объявлений, и подвернулось предложение по продаже б/у Dali Rubicon 6 по цене новых Оптиконов и не удержался, решил, раз уж так понравились оптиконы, то рубиконы точно порвут, да ещё и цена в половину от ритейла.
И да! Вот они красавцы в чёрном рояльном лаке. Звучат потрясно, бас плотный и глубокий, верха очень детальные, сцена уходит далеко в ширь, ленточный твитер делает своё дело. Но головой всему, по прежнему является ресивер, пусть и не самый дешевый, Marantz 5014, но сразу ощущалось, что он скрадывает и не даёт раскрыться их потенциалу.
Пришёл к тому, что всё-таки нужно брать отдельно усилитель и цеплять к ресиверу на pre out front.
К выбору усилителя подошёл уже основательно, бюджет определил 100 + возможный хвостик, перечитал форумы, пересмотрел видео, выбрал для себя 5 претендентов, записался на прослушку и понеслось.
Тестировали:
- Marantz PM 8006
- Marantz ММ 7025
- Emotiva XPA-2 Gen3
- Parasound A23+
- Musical Fidelity M6si
- Vincent sv-237mk II
- Rotel RA 1572
- Magnat MA 1000
Источником был Tidal через Heos, на таком же как и был у меня, ресивере Marantz 5014. Ну и с ним, как с усилителем, конечно же в лоб сравнили. Хвостик бюджета, как вы поняли, оказался таким же как и сам бюджет)) тот же Musical Fidelity стоит уже за 200 т.р.
Впечатления от прослушивания всех усилителей описывать не буду, но если кому вдруг будет интересно, опишу в отдельной статье.
Остановился в итоге на последнем (Magnat MA 1000), к удивлению для себя, потому что вообще его не рассматривал, а попросил включить его до кучи, стоял в комнате для прослушивания. После часового прослушивания всех усилителей, включая поочерёдно по несколько раз, и изрядно замотав менеджера, Николаю отдельное спасибо) устали, слушали с подругой, сидим обсуждаем... на фоне играл Magnat, поймали себя на мысли, что его не хочется выключать, хочется слушать дальше и дальше. Музыка льётся в уши так мелодично, красиво и волшебно, в тоже время, где нужно напористо и быстро. Его гибридная схема ( на преде 2 лампы) видимо реально влияет на звучание, привнося теплоту и небольшую округлость, в паре с довольно резкими Dali получается некая гармония… или лампы своим видом просто облучают мозг и заставляют меня так думать))
Level 3
Значит слушаю я все это добро не нарадуюсь, думаю неужели закончил тратить деньги в эту бездну.. А нет.. наткнулся я как то на тот демонстрационный CD диск Dali который ранее подарили мне на мероприятии, раскопал на балконе старый, дешманский dvd плеер, думаю «о!» а зацеплю ка я его напрямую к усилителю и послушаю это диск. Включаю (соединяю «бесплатным» RCA кабелем) .. и просто не поверил своим ушам… звук как будто прочистили, сняли пленку и заново мне его подарили. Это просто земля и небо, по сравнению с тем что выдавал Heos с преда ресивера на усилитель, сравнивал эти треки с CD диска и Heos - Tidal. Подключил свою девушку к этому мероприятию для слепого тестирования (она не вовлечена в мое хобби ) но четко угадывала и говорила что звук с CD намного лучше. Не знаю в чем там дело, Heos не очень или пред с ЦАПом на ресивере слабенький. На Tidal не грешу, потому что с нормальным стримером, ЦАПом если ещё MQA и через ROON то звук очень даже хорош.
Вообщем обзавёлся ещё и стримером-ЦАПом Teac NT 505 и разделил тем самым кинотеатральную часть от стерео.
К стерео вопросов не стало, но из-за отсутствия стойки под компоненты выглядеть это стало ужасно) фото ниже.
level 4
Любуясь как-то вечером гроздьями колонок на стенах (центральный канал, атмос, тылы, фронты, сабвуфер, паутина проводов и т.д). Начал осознавать, что фильмы смотрю в основном по вечерам, в многоквартирном доме особо громкость не прикрутишь .. Больше стал слушать музыку, хороший сетап привлёк интерес к новым жанрам. Ещё посмотрел обзор у «чудо маркетолога» Борзенкова на саундбар Jbl bar 9.1 true wireless surround с отстегивающимися тылами, в итоге распродал всю часть сетапа относящуюся к ДК))
Дальше у меня появляется интересный интегрированный усилитель Magnat RV 4. На мой взгляд Magnat недооценённый бренд, гибридные усилители у них звучат интересно, у RV 4 в сравнении с МА 1000 звук стал более полновесным, богатым, сцена расширилась в том числе и в глубь, единственно, что ему не хватало некой утонченности, что присутствует у усилителей классом выше.
Level 5
К сожалению RV 4 прожил у меня не долго, был брак регулировки баланса, сдал по гарантии, хотя на него смотришь и думаешь, чему у этого танка ломаться)
Начался зуд по подбору нового усилителя. Захотелось попробовать Hegel, уж очень их нахваливали, на 390-й денег было жалко, пошёл в салон послушал 190-й вроде все норм, купил.. после прогрева и долгих часов прослушивания, у нас не сложилось.. для меня он оказался очень стерильный и сухой, не мелодичный, не музыкальный что ли, очень холодный и чопорный. Да, технически он хорош, мощный, идеально контролирует акустику, бас четкий быстрый но чересчур собранный, как солдат на марше. Не мое.. Опять же, волей судьбы, я поменял свой Hegel на удивительный усилитель Gato DIA-250.
Он филигранно сочетал в себе и мягкость, и напор, и точность, очень живой аналоговый звук, несмотря на класс d и паспортные 500 вт на канал при 4 Омах. Вот как он выглядит, так же красиво и звучит. Это уровень начального Hi end даёт очень много информации и деликатно ее преподносит. С Рубиконами идеальная связка, дополняют и раскрывают друг друга по максимуму.
level 6
Достигнутого уровня звучания своей системы было уже достаточно, чтобы пожить с ней пару лет, наслаждаться любимой музыкой и открывать новые жанры, но вдруг, на «любимом» сайте объявлений выскакивают по очень хорошей цене и в девственном состоянии Dali Epicon 6. Когда-то я смотрел на такие объявления и думал, что за безумцы покупаю акустику за такие деньги??! )) Этого не возможно понять, объяснить, в этом нет здравого смысла, к этому можно только прийти. И я пришёл, и купил ) Epicon 6 новые в магазине стоят почти миллион, безумие, но мне достались сильно дешевле и это грело душу) 30 кг счастья каждая.
Привёз, подключил… бездны как после оберонов уже не было .. рубиконы во многом очень близки в звучании с эпиконами, но почему такой разрыв в цене? Ответ на это находишь позже и он таится в их потенциале, он во всем, они очень отзывчивы к усилителю и хорошо показывают его характер и класс, реагируют на провода и требуют пространства. Глупостью с моей стороны было заключить их в 18 кв. м, им нужен воздух, пространство, мощное усиление, претензионный источник. Многого я им дать не смог, но усилитель решил поменять т.к. Gato с ними не справлялся, чувствовалось это в отсутствии нужного контроля на низах.
Level 7
Итак, выбор усилителя для Эпиконов. Хотелось максимально универсальное устройство, желательно со встроенным стримером, чтобы опять не городить огород и не заморачиваться подбором межблочников. Составил список и отправился на прослушивание.
- Nad M33
- Lyngdorf TDAI-3400
- Hegel H390
- Musical Fidelity M8xi
- Esoteric F-05
- Naim Uniti Nova
Первые 2 интересные аппараты, класс D с возможностью рум коррекции и широкими мультимедийными возможностями. Hegelю дал еще шанс, думал может 390-й удивит, не удивил ), Musical Fidelity M8xi на вид "здоровый кабан" а на голос "маленькая девочка" на мой вкус не подружился с эпиконами, слишком резковато. Esoteric F-05 из этого списка оказался самый достойный, звук ровный, мощный, детальный все как надо, но к нему нужен источник и цена очень кусачая.
Naim Uniti Nova оказался для меня золотой серединой, у него мощный массивный тороидальный трансформатор, по поведению с акустикой чем-то похож на Hegel, хорошо контролирует, плотный быстрый бас, но более живой и музыкальный. Хоть его и разнесли в пух и прах на одном из форумов на туре. Я не согласен с оппонентами, это очень крутой "комбайн" все-в-одном, пожалуй один из лучших на рынке и мне кажется, будущее за такими устройствами. Однозначно можно сказать, что раздельные компоненты покажут себя гораздо лучше, но и влекут за собой множество дополнительных заморочек, каждый выбирает свой путь и это правильно.
Вообщем купил я себе на вторичке по очень вменяемой цене Naim Uniti Nova на гарантии и погрузился в мир Hi End потратив уйму времени и денег) остановился ли я на этом?
Конечно же нет))
Вот такой сетап сформировался:
Dali Epicon 6
Naim Uniti Nova
Сетевой кабель Nordost Heimdal 2
Акустический кабель Analysis plus oval 9
Ethernet кабель DH labs silver sonic REUNION CAT8
Вроде все хорошо в звуке, есть все, что ещё нужно? Дальше космо-цены, и так если считать по ритейлу, то, что я собрал выходит больше 1,5 млн. р. Сходил на выставку hi end весной, все там внимательно переслушал, слушал интересные варианты у знакомого увлекающегося этой темой. Познакомился с интересными людьми в не сетевых аудиосалонах…
Лично для себя сделал вывод, что аудиотехника определенного уровня не звучит «плохо», она звучит по разному, другой характер, подача, тональный, тембральный окрас. Звук действительно может быть темным, ярким, теплым и холодным, бас может быть мягким и размашистым, а может быть собранным и точным, высокие могут быть навязчивыми или округлыми и вовлекающими... В зависимости от жанра, разная техника может подходить больше или меньше.. и только опытным путем можно найти свой звук, да и сам процесс поиска доставляет массу удовольствия)
И да, я нашёл свой звук, не знаю правда, на долго ли. Было жалко держать в относительно небольшой комнате эпиконы не раскрывая их потенциал, захотелось собрать сетап попроще, удовлетворяющий уже сформировавшимся пожеланиям и выйти немного в деньги.. не обошлось без промежуточных экспериментов, побывали у меня и Tannoy Eaton, как у Борзенкова)
Вовлекающая в своё звучание акустика, после неё казалось что у Эпиконов нет середины, вообще) но на мой вкус, не хватает драйва и динамики, вид классный, им бы подходящий интерьер и будет 🔥
Это было небольшое лирическое отступление ) а сейчас к сути, на чем же я остановился и почему меня устроил сетап сильно дешевле предыдущего.
Level 8
Никогда не воспринимал полочники в серьез, думал это так.. для тылов в ДК а не самостоятельная акустика для стерео) конечно же я ошибался, и мой выбор пал на PMC Twenty 5.22i, в сравнении даже с эпиконами, которые в 3 раза дороже, в каких-то вещах PMC их переигрывают, вокал, детали, своя подача, акценты, конечно в масштабе и басовой части они уступают, но трансмиссионная линия даёт очень интересный эффект, нет ни малейшего намёка на гудение и отсутствие избыточного баса открывает в композициях много нового, ты слышишь, что ранее передавливалось басом. В помещении 15 - 22 кв.м они идеальны для комфортного прослушивания и не нужны никакие сабвуферы.
В пару к PMC подобрался идеальный партнёр, Arcam SA30 интегрированный усилитель в классе G (первые 20 вт в классе А, далее в АB) со встроенным стримером и полной поддержкой MQA и ROON. Раньше я не слышал разницу между MQA и обычными flac, но с Аркам разница существенная, звук более воздушный, голографичный, наполненный и с большим количеством деталей. Неспроста был выбран EAISA 2020-2021, как лучший усилитель года, за свои деньги настоящий маст хэв, но оговорюсь, не ко всей акустике он подходит..
Получилась отличная связка, которая продолжает погружать меня в разные жанры и направления, ведь в этом магия hi-fi, когда вечером садишься не перед телевизором, а перед своей стерео системой, словно в первом ряду на концерте, получая удовольствие от прослушивания музыки …
Считаю не нужным, гнаться за Hi End, ведь это конец пути, а в нашем деле главное путь, а не конечная точка … Хорошего звука, не переставайте искать, он где-то рядом 😉
#hi-end #hi-fi #стерео #naim #dali #magnat #PMC #ресивер #wharfedale #arcam #