По итогам 2017 года ввод жилья в России может составить около 77 млн кв. м. Темпы строительства в ближайшие годы будут увеличиваться. Такое масштабное строительство — возможность повысить качество жизни почти для миллионов россиян.
Повсеместная практика максимального удешевления строительства показала свою несостоятельность. Решая сиюминутные задачи девелоперов и части потребителей, она создает новые долгосрочные проблемы: высокую стоимость эксплуатации (в том числе вследствие недолговечности конструкций и элементов зданий), потерю привлекательности города для молодежи и квалифицированных специалистов, социальную деградацию и, как следствие, ухудшение экономической ситуации города. Спрос на новое жилье в то же время стабилен и поддерживается на высоком уровне доступной ипотекой — в 2017 году ставка по ипотечным кредитам опустилась до 9%, это рекордный минимум в истории России.
Текущая ситуация открывает перспективы для создания современной и комфортной среды для жизни, которая будет вкладом в развитие будущих поколений. В 2017 году появилось понятие «стандартное жилье». Оно призвано заменить термин «эконом-класс», который давно приобрел негативную окраску, и ассоциируется у россиян с бетонными коробками – дешевым и некачественным жильем, в котором не предусмотрена отделка, рядом нет сопутствующей инфраструктуры и благоустройства. В перспективе планируется утвердить требования к стандартному жилью, которые определят минимальную границу качества квартир и городской среды в России. Они будут закреплены в стандартах комплексного развития территорий, разработка которых закончится в 2018 году.
Как создать соответствующую благоприятную среду?
Во многих российских городах площади, набережные, улицы, дворы и городские парки нельзя назвать общественными пространствами: там нет людей, точек притяжения и разнообразия городских функций. Общественное пространство — это не место, а способ его использования.
Такая ситуация — наследие советского индустриального города, где главным принципом было функциональное деление на производственную, буферную рекреационную и жилую зоны. Такое зонирование имеет высокие риски по формированию сети общественных пространств, где ключевые задачи в создании разнообразия функций, сосредоточенных в одном месте.
В постиндустриальной экономике — экономике знаний, услуг и технологий — успешность города зависит от развития человеческого и социального капитала. Общественные пространства играют здесь ключевую роль, поскольку их предназначение в городе — это коммуникация и обмен. Общественные пространства и качество городской среды важны для всех городов, которые претендуют на успешность в современном мире.
Современная городская среда должна соответствовать требованиям новой экономики и создавать инфраструктуру для реализации человеческого потенциала. Минстрой, АИЖК и КБ Стрелка разрабатывают стандарты развития комфортной городской среды, основой которых является человек и его социальные потребности — благоприятные условия для жизни, работы и отдыха.
Как внедрение современных технологий в городском хозяйстве влияет на экономику и социальный потенциал территорий?
Общественные пространства замыкают на себя инвестиционные, торговые, культурные и административные потоки, они являются центрами креативности и образования.
Пространства с высокой концентрацией культуры и образования привлекают к себе больше инвестиций. Исходя из этого, нужно стремиться не распределять различные функции по разным территориям а, напротив, сконцентрировать максимальное количество городской активности в одном месте.
Это дает множество полезных эффектов – от активного вовлечения жителей и объединения их общей позитивной повесткой до прямых доходов в городской бюджет.
Благоустройство территории дает естественные эффекты для муниципальной экономики и бизнеса: рост инвестиций, развитие стрит-ритейла, создание и рост бизнесов в сфере благоустройства, рост занятости населения. С увеличением выручки бизнеса растут налоговые доходы муниципалитета и стоимость недвижимости. Жители проводят больше времени на свежем воздухе в комфортных условиях, получают более интересную жизнь в городе и новые социальные связи внутри местных сообществ. Они вовлекаются в образовательные и развлекательные проекты.
Экономика города, бизнес и жители ощущают и монетарные эффекты благоустройства: кроме роста налогов и увеличения дохода от аренды земли, растет заработная платы работников сферы услуг, стоимость общественного блага для всех граждан, снижаются затраты на медицинское обслуживания и расширяется рынок труда.
Как развивать общественные пространства?
К развитию городских территорий необходимо подходить комплексно. Наши города застряли в 70-х: их объединяет рыхлая, монотонная застройка, слабая приспособленность для стрит-ритейла, непродуманность автомобильных и пешеходных перемещений и отсутствие четких границ между территориями.
Мы наследуем нормы, правила и законы в сфере развития городских территорий из модели крупнопанельного микрорайонного строительства середины ХХ в. Если мы хотим, чтобы наши города отвечали требованиям сегодняшнего дня, нам нужна современная нормативно-правовая база.
Для гармоничной городской среды нужно стимулировать плотную и компактную застройку, стимулировать многофункциональное использование территорий и формировать среду, удобную для пешеходов и велосипедистов. В развитии общественных пространств важно создавать условия для коммерческой инфраструктуры на первых этажах зданий.
В традиционном сценарии разработки проектов не участвуют горожане: они — только потребители готового общественного пространства. В итоге активация, событийное наполнение и поддержка полностью ложатся на муниципалитет, а потенциал территории раскрывается не полностью. К тому же горожане все чаще недовольны благоустройством, если сами не участвовали в нем и не понимают, почему, как и кем приняты решения. Проекты, сделанные «сверху вниз», редко становятся успешными городскими местами, из-за них случаются конфликты. Развитие и благоустройство городских территорий с вовлечением горожан, напротив, полезны для всех участников проектного процесса.
Какова роль АИЖК в этом процессе?
Создание комфортной среды в городах — одна из главных задач АИЖК. Недостаточно просто строить больше квадратных метров, нужно, чтобы у горожан была возможность и желание их купить. Увеличение объемов ввода жилья, повышение доступности ипотеки для граждан и комфортная среда тесно связаны между собой.
АИЖК совместно с КБ Стрелка разрабатывают стандарты комплексного развития территорий. Они позволят вести системную работу по развитию городов. Стандарты гибкие: они учитывают исторические, культурные и климатические особенности каждого города. Это позволит местным властям системно и осмысленно улучшать городскую среду, транспортную и социальную инфраструктуру и создавать места досуга. Уже в 2018 году решения стандартов могут войти в нормативную базу в сфере градостроительства.
Каковы общие прогнозы по развитию городов в России и в мире?
Сегодня только 5% городских территорий России соответствует критериям качественной среды. Внедрение стандарта позволит гармонизировать техническое и градостроительное регулирование и повысить качество строительства. Стандарт — это решения как для свободных, так и для застроенных территорий.
Несмотря на то, что города занимают лишь порядка 2% от общей площади Земли, на них приходится 70% мирового ВВП. К середине столетия четыре из пяти человек будут жить в больших и малых городах. Люди становятся ключевым капиталом любой страны, конкуренция за них ужесточается с каждым годом и российские города должны стать нашим преимуществом в этой борьбе. Сегодня молодые, активные и образованные специалисты могут выбрать для жизни Париж, Берлин или Токио, только в 2015 году из России эмигрировало 350 тысяч человек. Причем порядка 64% людей перед тем, как принять решение о переходе на новую работу, сначала выбирают город для жизни. Мы должны сделать так, чтобы талантливая молодежь оставалась в России, и развивала нашу экономику.