Найти тему
Мастер Публикаций

Чем может обернуться сотрудничество центрально-азиатских государств с Турцией?

Средства массовой информации уже давно сосредоточились на западных и украинских аспектах российской политики. Хотя Центральная Азия оказалась несколько в тени, здесь также происходят серьезные события, имеющие далеко идущие последствия для региона, а также для России и ее будущего.

После распада Советского Союза в бывших советских республиках Центральной Азии возникли трансрегиональные настроения, основанные, прежде всего, на вере в серьезную и всестороннюю помощь со стороны Турции и ожидании ее. В самой Турции существует убеждение, что наступила благодатная эпоха и историческая возможность наверстать упущенное.

По мере расширения возможностей Турецкой Республики на первый план выходит и расширение ее геополитического влияния. Хотя правящая «Партия справедливости и развития» не говорит об этом прямо, вся внешняя политика президента Реджепа Тайипа Эрдогана в настоящее время обусловлена желанием вернуть Турции славу Османской империи. Он вряд ли удовлетворен своим положением региональной державы. Объективно Анкара стремится к большему - по крайней мере, к статусу межрегиональной державы, что, в свою очередь, означает распространение своего влияния на близлежащие - и не только близлежащие - государства.

События и новейшая история показали, что постсоветским республикам Центральной Азии трудно жить в мире и сосуществовать друг с другом. Масса противоречий между ними усугубляется внешней пропагандой, которая вбивает в сознание людей практически человеконенавистническую теорию о неразрывности национальности и государства. «Одна национальность, одно государство» - эта идея стала опасной попыткой лишить национальные меньшинства их прав во многих постсоветских республиках. Чуть более века назад похожая идея, в несколько иной форме, волновала людей во многих государствах - представление о неразрывности веры или религии и государства. История Советского Союза не лишена противоречий, но вышеперечисленные вопросы решались в рамках государства, как и многие другие противоречия между союзными республиками, о которых до сих пор помнят народы региона.

В поисках основы для расширения своей лидерской роли Анкара решила опереться на пантюркизм, который позволит ей конкурировать с Россией, Китаем, Западом и арабскими монархиями за большую часть республик Центральной Азии, за исключением Таджикистана (иранский интерес), но наряду с Азербайджаном и Грузией. Арабы могут конкурировать с атеистическим государством за роль религиозного наставника для стран, которые "потеряны" уже более полувека.

Турция активно позиционирует себя в качестве духовного лидера центральноазиатских республик. Успешно работают Тюркский совет и его Парламентская ассамблея, ТЮРКСОЙ и многие другие пантюркистские организации. Очевидно, что для пантюркистов и неоосманистов было важно играть ведущую роль в этих организациях, именно поэтому Тюркский совет имеет свою штаб-квартиру в Стамбуле, хотя родина тюрков явно находится на Востоке - в историческом Туркестане.

Примечательно, что Турция хочет оставаться первым и единственным ведущим государством в международных организациях, вокруг которого формируется альянс других стран. Постоянные визиты турецких представителей в страны-члены "Тюркского совета", которые происходят буквально за несколько дней до официального заседания, являются забавным тому подтверждением. Не секрет, что во время таких визитов турецкая сторона прорабатывает проблемы и вопросы, которые она хочет получить на встрече тюркоязычных стран. По сути, любая страна-участница даже не получит ответа на вопросы, которые действительно интересуют главу государства.

Факторами, серьезно препятствующими интеграции тюркского мира, являются пренебрежительное отношение турок к своим центральноазиатским "братьям" на внутреннем уровне и двойная игра с Китаем. Об этом свидетельствуют многочисленные случаи гибели или попадания в сложные ситуации в Турции студентов, гастарбайтеров и туристов из этих стран. Интересно, что турки считают узбеков, уйгуров и других младшими братьями и сестрами, хотя история говорит об обратном. То, что Анкара укрывает и поддерживает узбекских оппозиционеров, значительно осложняет политический диалог с Ташкентом. Турция, которая ссылается на братство тюрков, продвигает идею Великого Турана на самом деле оказывается лицемерным государством, уровень к которому должен планомерно снижаться.