Найти тему
А. Торкс

Географический сегмент

Из данных таблицы 4 следует, что наибольший удельный вес в общей величине выручки предприятия в отчетном периоде занимает выручка от продажи колбасных изделий, то есть 52,4 %, при этом по сравнению с предыдущим периодом он увеличился на 9,4 %. Еще более значительным является влияние этого операционного сегмента на финансовый результат, так как доля прибыли от продаж колбасных изделий составила 44,8 %. Положительным является ее увеличение по сравнению с предыдущим годом на 4,1 %. Одновременно наблюдается снижение удельного веса выпуска прочей продукции. Таким образом, в целом такой анализ позволяет оценить вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности как предприятия, так и агрохолдинга в целом, определить эффективность отдельных видов ее продукции. Анализ отчетной информации по географическим сегментам деятельности МПК «Атяшевский» агрохолдинга «Талина», целесообразно начинать с оценки обоснованности выделения отчетных географических сегментов. Географическими сегментами по рынкам сбыта выпускаемой продукции признаны: Волго-Вятский район, Северо-Западный район, Центральный район, прочие регионы. На исследуемом предприятии информация по географическим сегментам признается вторичным форматом сегментарной отчетности, где отражается величина выручки от внешних покупателей каждого сегмента, выделенного по местам расположения рынков сбыта. Анализ позволяет оценить тенденции изменения в объемах продаж на различных рынках сбыта, вклад каждого сегмента в общие результаты деятельности предприятия (табл. 5). Таблица 5. Анализ выручки от продаж по географическим сегментам деятельности дочернего предприятия МПК «Атяшевский» агрохолдинга «Талина» Географический сегмент Выручка от продажи, тыс.руб. Доля сегмента в общей сумме выручки, % Изменения (+,-) 2013 2014 2013 2014 тыс. руб. % Волго-Вятский район 945 556 902 433 30,85 30,71 - 43 123 -0,14 Северо-Западный район 761 537 714 050 24,85 24,30 - 47 487 -0,55 Центральный район 505 972 491 720 16,50 16,73 - 14 252 +0,23 Прочие регионы 851 763 830 037 27,80 28,26 - 21 726 +0,46 Итого 3 064 828 2 938 240 100,00 100,00 -126 588 - 115 Данные таблицы 5 свидетельствуют о том, что наибольшая доля продаж производимой продукции наблюдается в Волго-Вятском районе. В то же время из данных видно, что сократилась доля продаж в отчетном периоде в целом по предприятию, поэтому в дальнейшем необходимо выяснить причины отрицательной динамики, а также принять меры по возможному расширению рынков сбыта производимой предприятием продукции. Одним из наиболее весомых показателей при оценке результатов деятельности холдинга и его сегментов является выручка от реализации. Среди факторов, определяющих сумму выручки от реализации, находятся: цена, количество проданной продукции и структура продукции (или ее доля). Факторная модель этого показателя выглядит так [2, с. 131]: N = ∑ (Q * Di * Ci), (1) где: N- сумма выручки от реализации продукции; Q – количество проданной продукции; Di – доля каждого i-го вида продукции; Ci – цена за i-й вид продукции. Если операционные сегменты организации были идентифицированы в силу различий в видах производимой продукции, то представленная модель позволяет определить влияние каждого операционного сегмента на общую выручку компании от реализации. Для этого следует исключить влияние всех факторов, кроме видов продукции сегментов. Пример данного анализа представлен на примере МПК «Атяшевский» агрохолдинга «Талина» (табл. 6).