В доинтернетовскую эпоху только родители и лечащий врач-психиатр знали всё о причудах отдельно взятого человека
Появление мессенджеров и социальных сетей сделало наши черты характера и странности выпуклыми и, главное, доступными широкой аудитории. Отдельным виртуальным явлением стали так называемые школьные и детсадовские родительские чаты в мессенджерах WhatsApp, Telegram и Viber, где люди раскрываются во всей красе. Почти как в общественной бане. Здесь мамы, папы, дедушки и бабушки не боятся быть собой, рассуждать о высоких материях и демонстрировать свои мнения и познания по любым вопросам. Торжество демократии, свободы слова и прогресса. Можно сказать, каждый чат представляет собой некий заповедник, состоящий из типажей, которые мы и разберём в этом материале.
Драматург. Самый противоречивый персонаж школьного чата. Знает, где висит чеховское ружьё и в кого нужно выстрелить, чтобы разгорелась крайне оживлённая дискуссия. Сидит с канистрой бензина и поджигает всё, что горит. Способен поднять бузу на ровном месте и незаметно, как горьковский странник Лука, уйти в тень. Задаёт вопросы, на которые невозможно найти ответы в стиле «Зачем детям нужна математика и русская классика?» или «Почему тот или иной ученик сидит за той или иной партой?». Они же сторонники гипотезы об успешных троечниках и неудачниках-хорошистах и отличниках. При этом испробовать её в отношении собственных детей категорически отказываются. Цель дискуссии — никакая не истина, а сама дискуссия. Драматург полезен и интересен тем, что с ним не соскучишься. Но иногда утомляет, как учителя, так и других участников чата, которые устают на работе и не готовы к бесконечной дискуссии.
Суетолог. От слова «суета». Эта разновидность родителей перекочевала из реальной жизни в виртуальную реальность. Инициаторы бесконечных шашлыков, пикников, совместных походов, игры в пейнтбол, новых занятий и хобби. Дня не проходит без очередного «а давайте» и страшной обиды на аморфное большинство, которое отказывается эти хотелки поддерживать. Наличие других занятий у взрослых и детей не является уважительной причиной для отказа от коллективного досуга. Одна незадача — с организаторскими способностями у суетологов беда. Настоящая геморроидальная шишка для классного руководителя и родителей поспокойнее, поскольку провоцируют на трату денег и времени. В глубине души нелюбимы всеми без исключения участниками чата.
Просветлённая. Безобидный тип мамы, которая испытывает восторг по любому поводу. Любое предложение учителей или родителей-суетологов встречает с энтузиазмом, улыбкой, чем страшно бесит всю негативно заряженную половину чата.
Мёртвые души. Список мам и пап, которые числятся в чате, но никогда не отметились ни единым звуком. Никто не знает, существуют ли они на самом деле, и не фейковые ли это страницы.
Мама-органайзер. Как правило, многодетная женщина, проработавшая несколько лет на руководящей должности. В состоянии собрать, организовать и разложить по полочкам самый сложный ребус, связанный с поездкой или массовым мероприятием: продумать маршрут, питание, досуг. И, главное, сообразить, как доставить всех детей обратно поздно вечером, рассадив мелкими партиями по машинам самых обеспеченных одноклассников. В чате немногословна и уважаема.
Иван-Павел Третий. Или грустный папа троих детей. Тосклив, меланхоличен и немногословен, поскольку одинок в окружении говорливых женщин. В чат, как правило, попадает вынужденно и с подачи супруги, которая уже выпустила из 11-го класса двоих детей, познала все прелести членства в родительском комитете и спихнула эту миссию на мужа. Достаточно популярен в чате, даже не произнося ни слова. Даже если мужичонка не рукастый, просьбы вбить в стену гвозди для портретов выдающихся химиков идут в его адрес сплошным потоком. Взваливший на себя этот крест папа редко отказывает в просьбах и тащит его на себе до последнего звонка. Безобиден. Негатив не аккумулирует.
Джуна. Дама в ресурсе, в потоке и в моменте. Обладательница сакральных знаний о Вселенной, которые были получены вместе с тройками по физике, химии, биологии и географии. Из-за этого жизнь полна чудес и необъяснимых явлений. Магнитные рамки, например, облучают детей, а прививки вместе с вышками 5G превращают их в зомби. Любая свежепрочитанная статья, основанная на учении Геннадия Малахова или Сергея Кургиняна, тут же транслируется остальным участникам беседы. В случае несогласия с теорией в целом или отдельными её пунктами, учитель и родители объявляются вредителями и шпионами. Способны часами напролёт рассуждать о проблемах местного, регионального и федерального масштаба
Анджела Дэвис. Страшно обиженная на школу со своих двенадцати лет мама-выпускница, которая сражается за права и свободы. Возможно, со своей же химичкой или физичкой. Например, за свободу пользования мобильным телефоном на уроке. За право не носить школьную форму, не выступать на утренниках, не выполнять те или иные нормативы на уроках физкультуры и есть суп вилкой, а не ложкой. Прямое отличие от драматурга — желание добиться конкретных результатов. Цель — не дискуссия, а желание поставить на место отдельно взятого учителя (родителя, ребёнка, всю систему — нужное подчеркнуть). Любят апеллировать к опыту Финляндии и США, где детей учат другому, по-другому и гораздо лучше (хотя эти знания, как правило, не основаны ни на чём). Если таких мамы две — чату не нужен никакой драматург. В нём и так по 300 сообщений в день.
Единоличница. Мама, которую собственный ребёнок и его успеваемость волнует больше, чем все остальные вместе взятые. Как правило, много работает и не располагает временем вникать в школьные хитросплетения. На субботник в виде помывки парт не загонишь палкой, за что в альтернативном чате ей перемывают кости мамы-суетологи и мамы-Анджелы Дэвис. Вся интерактивная общественная жизнь состоит из написанной в чате фразы: «Сколько нужно денег?», после чего мама-единоличница пропадает до следующего мероприятия, требующего вложений.
Я. Самый адекватный персонаж чата, который наблюдает за этим сборищем чудаков свысока и посмеивается над ними. Самый осмысленный, рассудительный и равноудалённый от всех этих нравственных коллизий родитель. Хотя, было дело, с тройкой по истории у сына не соглашался и на повышенных тонах спорил с педагогом. По поводу празднования Хэллоуина на уроке английского «закусился» с парой учителей... и, конечно же, страшно обиделся на остальных, когда они не поддержали идею организованных походов в бассейн через весь город.
В общем, если вы не обнаружили себя в этом списке — не спешите радоваться. Лучше прочтите статью ещё раз.
Вместо вывода. Хотим мы того или нет, мессенджеры и чаты вошли в нашу жизнь надолго, если не навсегда. Мы можем плеваться, игнорировать сообщения, но коммуникация между учителями и родителями будет идти именно там. Волей-неволей нам придётся учиться в них общаться. Во-первых, чтобы не обрести дурную славу на весь интернет. Во-вторых, чтобы не пришлось в реальной жизни или в суде отвечать за сказанное в них . Пока же, увы, стоит признать, мы находимся на самой низкой ступени культуры общения в интернете. И эволюцию до «человека разумного», судя по всему, пройдём очень нескоро.
Сергей РУНЬКО