Найти тему
Италия для меня

Мелодия, зашифрованная во фреске "Тайная вечеря" Леонардо да Винчи

Наверное, пока существует человечество, на полотнах великих художников Итальянского Возрождения будут выискивать все новые и новые смыслы и шифры. Точно неизвестно, что из этого истина, но поиски скрытых посланий гениев в их бессмертных работах продолжаются постоянно. И все чаще небезуспешно.

Гении, как правило, многогранны и мастерством в одной сфере искусства не ограничиваются. Скульптура, архитектура, живопись, музыка, инженерные изобретения - все это области, в которых творил и прославился на века великий итальянец Леонардо да Винчи.

Леонардо да Винчи. Предполагаемый автопортрет
Леонардо да Винчи. Предполагаемый автопортрет

Кроме того, считается, что даже в одной своей работе гений мог закладывать микс из разных видов искусства.

Так, скромный итальянский композитор (по некоторым данным компьютерный техник) Джованни Мария Пала предположил, что великий мастер мог зашифровывать в своих работах мелодии. И начал изучать в деталях его фреску «Тайная Вечеря». Наверное, подключил интуицию, тайные знания, горячее желание что-то открыть. Музыкант ломал голову над скрытым шифром четыре года. И все-таки преуспел.

Леонардо да Винчи. Фреска "Тайная Вечеря"
Леонардо да Винчи. Фреска "Тайная Вечеря"

Он усмотрел в некоторых деталях картины зашифрованные ноты. В частности, ноты увиделись ему в руках Апостолов и в хлебе, изображенном на столе. Как пояснил сам энтузиаст:

Скрытая музыка во фреске возникает, если принять во внимание взаимосвязь между хлебами и руками апостолов. Эта связь вполне обоснованная, поскольку хлеб символизирует тело Христово, а руки — это инструмент евхаристии, освящение хлеба.

Он пририсовал нотный стан к изображению и попробовал сыграть мелодию. Однако это был полный сумбур и диссонанс. Ничего даже похожего на гармонию из этого не вышло. Но Джованни не сдавался. Он продолжал всматриваться в картину и анализировать то, что витало в воздухе, но никак не облекалось в форму.

И тут его осенило: надо играть мелодию справа налево, подобно тому, как и сам Леонардо да Винчи делал записи в своих дневниках. И мелодия зазвучала… Он еще поработал над длительностью каждой ноты, и 40 секундный «Гимн Господу» (именно так Джованни назвал свое открытие) был готов. Прослушать ее фрагмент можно по ссылке или самостоятельно найти на просторах Интернета.

Надо сказать, что даже самые скептически настроенные критики признали безупречную гармонию этой мелодии. Она медленная, драматическая, как бы предсказывающая грядущие трагические события. По мнению самого обнаружившего его композитора :

Мелодия звучит как реквием. Это как звуковая дорожка, подчеркивающая страдания Иисуса.

По мнению Джованни Марии Палы лучше всего эта композиция звучит в органном исполнении.

После того, как мелодию услышали, многие признали, что случайно появиться на картине такая музыка не могла.

Джованни Мария Пала даже издал книгу «Скрытая музыка», где подробно рассказал о работе над своим открытием и о том, что именно помогло ему его сделать:

Джованни Мария Пала "Скрытая музыка". Обложка книги
Джованни Мария Пала "Скрытая музыка". Обложка книги

Однако большинство продолжают скептически относиться к подобному открытию, посчитав, что автор захотел прославиться на волне вспышки интереса к работам да Винчи после скандального романа Дэна Брауна.

Кто знает, возможно, Леонардо да Винчи, действительно, оставил в картине какие-то дополнительные смыслы, например, в виде мелодии. Ведь согласно историческому факту художник писал «Тайную вечерю» достаточно долго - три года. При этом большую часть времени он просто стоял, глядя на стену. Настоятель монастыря даже обвинил художника в лени. Леонардо оставили в покое только после того, как он пригрозил нарисовать Иуду с лицом настоятеля.

А что думаете вы об открытии зашифрованной мелодии во фреске «Тайная вечеря»?

@Виктория Мухурова

Поставьте отметку "нравится", чтобы статью увидело больше людей 👍

Подписывайтесь на этот канал