Найти в Дзене
Библиодуш

Кто нарисовал Пеппи Длинныйчулок

В книге написано, что мать Пеппи Длинныйчулок на небесах, но в реальном мире у нее было целых две матери. Одна из них - шведская писательница Астрид Линдгрен (1907–2002), создавшая текст, вторая - датская художница Ингрид Ванг Нюман (1916-1959), чьи иллюстрации стали каноническими и сыграли немалую роль в популярности книг о Пеппи. Летом 1945 года шведское издательство Rabén & Sjögren провело конкурс детских книг, а 1 августа был определен победитель. Тогда издательству едва исполнилось три года, а победителем стала малоизвестная Астрид Линдгрен. Издатель Ханс Рабен (1905–1988) был историком искусств и, вероятно, обратил внимание на лаконичные черно-белые рисунки Ингрид Ванг Нюман, которые время от времени появлялись в шведской ежедневной газете Dagens Nyheter, а в газете Expressen была опубликована статья о том, что книга с иллюстрациями Ингрид Ванг Нюман "Jugge-Jagge och Vagge Vugge" получила почетную награду за совершенно уникальные иллюстрации. Иллюстрации к "Пеппи" Ингрид Ванг Нюм
книги об Ингрид Ванг Нюман, вышедшие к ее 100-летию
книги об Ингрид Ванг Нюман, вышедшие к ее 100-летию

В книге написано, что мать Пеппи Длинныйчулок на небесах, но в реальном мире у нее было целых две матери. Одна из них - шведская писательница Астрид Линдгрен (1907–2002), создавшая текст, вторая - датская художница Ингрид Ванг Нюман (1916-1959), чьи иллюстрации стали каноническими и сыграли немалую роль в популярности книг о Пеппи.

Летом 1945 года шведское издательство Rabén & Sjögren провело конкурс детских книг, а 1 августа был определен победитель. Тогда издательству едва исполнилось три года, а победителем стала малоизвестная Астрид Линдгрен. Издатель Ханс Рабен (1905–1988) был историком искусств и, вероятно, обратил внимание на лаконичные черно-белые рисунки Ингрид Ванг Нюман, которые время от времени появлялись в шведской ежедневной газете Dagens Nyheter, а в газете Expressen была опубликована статья о том, что книга с иллюстрациями Ингрид Ванг Нюман "Jugge-Jagge och Vagge Vugge" получила почетную награду за совершенно уникальные иллюстрации. Иллюстрации к "Пеппи" Ингрид Ванг Нюман сделала, когда ей было 29 лет.

Рыжеволосая Ингрид Ванг Нюман (в детстве Лауридсен) сама не была тихоней, любила носить брюки до того, как это стало общепринято. В детстве она заболела туберкулезом, заразившись от отца, который умер от этой болезни, когда ей было 6 лет. Лечиться ее отправили ​​в датский санаторий, а позже в Италию. В 1929 году ее мать и сестры, которые после смерти мужа жили бедно, переехали в Оденсе. Там Ингрид получила перелом черепа когда ездила на санях и снова была госпитализирована, на этот раз на девять месяцев в больницу Оденсе. Из-за травмы головы она еще и ослепла на правый глаз.

В 1933 году Ингрид приехала в Копенгаген, чтобы начать свое обучение в Датской академии искусств. Спустя год учебы она познакомилась с будущим мужем - шведским поэтом и художником Арне Нюманом. В 1940 году они поженились, у них родился сын Педер (Пелле) Нюман, и пара переехала в Стокгольм, но их брак не продлился долго. Сын Ингрид стал иллюстратором газеты Politiken.

После успеха "Пеппи" она работала почти непрерывно. Ингрид иллюстрировала детские книги, комиксы и книги для чтения, а также делала литографии гренландских, индийских и японских детей, которых пыталась максимально достоверно изобразить в их собственной среде - и всегда без взрослых.

Ингрид Ванг Нюман интересовалась этнографией, и ее стремление быть точной к деталям требовало внимательного изучения книг и музеев. На Рождество 1947 года, на пике своей карьеры, когда она жила в Стокгольме, она написала письмо своей семье в Данию, рассказав о серии литографий, над которыми она работала, изображающих детей из Африки, Европы, Китая, Индии и других стран. под названием «Дети на Востоке и на Западе».

Книга «Дети на Востоке и Западе» была опубликована в Швеции и Дании в количестве восьми экземпляров в 1948 году, когда также была выпущена книга «Пеппи в южных морях» . Последний роман о Пеппи вызвал критику за диковинное изображение экзотического племени каннибалов. Но это не «Тинтин в Конго», и его спасает от выбрасывания на свалку колониалистской детской литературы хорошо проработанное и нерасистское исследование характера Ингрид Ванг Найман. Ее дядя Питер Фройхен был важным участником знаменитых экспедиций в Гренландию, а позже Ингрид проиллюстрировала книгу своей двоюродной сестры Пипалук Фройхен, которая была наполовину инуиткой.

Помимо книг о Пеппи Ингрид Ванг Нюман проиллюстрировала "Мы всё из Бюллербю" и "Сад Пирет и Пиффа", "Красную Шапочку", работала в разных техниках и с разными материалами.

Несмотря на то, что художница была очень продуктивной и держала высокую планку иллюстрации, издатели сочли, что с ней трудно работать, поскольку она хотела, чтобы ее иллюстрации получали высокую оплату – по меркам того времени непомерные суммы, которые ни шведские, ни иностранные издатели не были готовы платить. Поэтому ее изображения Пеппи публиковались только в скандинавских странах, в то время как море других иллюстраторов рисовало для переводов по всему миру — к неудовольствию Астрид Линдгрен. Помимо телефонного спора, Астрид Линдгрен написала в письме от 7 октября 1952 года:

«В настоящее время вы лучший детский иллюстратор Швеции. Но лучший детский иллюстратор Швеции почти ничего не рисует. Только в моих книгах. И даже если вы — совершенно справедливо — потребуете более высокого гонорара, чем когда-либо получал любой другой художник, вам не хватит денег, чтобы жить и существовать. У вас могло бы быть гораздо больше работы, если бы вы не были известны во всех издательствах Стокгольма за ваши необычно высокие требования и за необоснованные попытки использовать ваше преимущество, когда у вас есть…»

Ингрид Ванг Нюман часто страдала приступами болезней и депрессии. Она находилась под наблюдением психолога и получала лекарства от шизофрении.

В день Святой Люсии в 1959 году Ингрид Ван Нюман покончила жизнь самоубийством. Ей было 43 года.

В 2016 году к 100-летию со дня рождения Нюман организовали несколько выставок, посвященных ее творчеству. Художественный музей ее родного города Вейена в 2000 году провел первую выставку, посвященную творчеству ее жизни, с октября 2020 до февраля 2021 порядка 220 произведений Ингрид Ванг Нюман выставлялись в трех залах Гетеборгского художественного музея.

В художественном музее Вайена находится самая большая в мире коллекция работ Нюман с сотнями иллюстраций, а также скульптурами, картинами, литографиями и керамикой. В этом разделе также рассказывается ее личная история.

Также к 100-летию художницы на вокзале в Вейене открыли бронзовый памятник по ее керамическому автопортрету 1940–1942 года, когда уже взрослой она временно переехала домой в Вейен.

На Пасху 2017 года куратор Художественного музея Вейена, рассказала, что среди многочисленных гостей была пара мальчиков из Норребро. Они были в гостях у бабушки и дедушки и приехали на экскурсию в Вейен, чтобы увидеть выставку Ингрид Ванг Нюман. Мальчики только что были в Швеции и привезли банкноту в 20 шведских крон. Ее решили подарить Художественному музею Вейена, потому что на ней изображена Пеппи:

-8

В правом нижнем углу есть поле с цифрой 20 и тремя шведскими кронами. Выше мы видим, как Пеппи убегает со своим большим чемоданом, который, как известно читателям, полон золотых монет.

С персонажем Пеппи Ингрид Ванг Нюман работала над рекламной кампанией шведского Postsparbank - в коллекции Художественного музея Вейена есть открытка 1949 года с текстом "Будут ли деньги лучше в банке, чем в чулке, по-видимому, зависит от многих вещей..."

"Будут ли деньги лучше в банке, чем в чулке, по-видимому, зависит от многих вещей..."
"Будут ли деньги лучше в банке, чем в чулке, по-видимому, зависит от многих вещей..."

Нюман рисовала детей, которые были независимы от взрослых. Она была заинтересована в праве ребенка на свободу, а Пеппи была далека от оборок и заштукатуренных волос, которые в остальном были обязательными для девочек в то время, когда детей нужно было видеть, а не слышать.

Её иллюстрации вдохновляли таких всемирно известных мастеров, как Хаяо Миядзаки:

Несмотря на то, что в последние годы книги о "Пеппи Длинныйчулок" с её иллюстрациями стали издаваться на русском языке, её имя всё еще мало знакомо читателям.